МБДОУ № 7 г. Моздока

Консультация для педагогов на тему «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель 2 младшей группы Кузьминова Мария Сергеевна

10 января [ср]

Консультация «Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста»

Между физическим и психологическим здоровьем человека существует сильная взаимосвязь. Интенсивное развитие процессов начинается с детства. Поскольку у детей игра является ведущим видом деятельности, то наиболее ценными являются те игры, которые одновременно направлены как на физическое, так и на психическое здоровье ребенка. В этом плане можно выделить пальчиковые игры, которые просты в применении, но бесценны по результативности. Данный вид игр направлен на развитие мелкой моторики. Сама по себе моторика является видом двигательной активности организма, а моторные навыки возникают тогда, когда мозг, мышцы и нервная система человека работают скоординировано, чтобы совершить определенное движение. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

При выстраивании занятий с детьми упор необходимо делать на задания, в которых осуществляется развитие мелкой (крупной) моторики, в том числе, с помощью голоса. Известно, что сила звуков произносимых собственным голосом очень целительна. Полезнее петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг. Положительные эмоциональные переживания при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную деятельность.

Вашему вниманию предлагаю подборку пальчиковых игр.

Упражнения могут:

– выполняться правой, левой рукой или обеими руками одновременно;

–быть статическими: удерживать пальчики в напряжении на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть руками;

–быть динамическими: выполнять пальчиками движения, имитирующие движения

показываемого живого или неживого предмета.

Упражнения проводятся в игровой форме.

«Дом»

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений

Описание игры: пальцы рук соединить под углом и плотно прижать друг к другу, чтобы в «крыше» не было дырок.

Это наш красивый дом.

В этом доме мы живем.

«Солнышко»

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений

Описание игры: держим ладони перед собой, пальцы выпрямить, затем пальцы одновременно сжать в кулачки. Повторить несколько раз, сопровождая движения ритмичным проговариванием строчек.

Светит солнышко в окно,

Скоро будет здесь тепло!

«Астра»

Ладонь выставить вперед горизонтально полу.

Пальцы собрать в «щепоть» – астра закрыта.

Развести пальцы в стороны – астра открыта.

«Оса»

Выставить средний палец, зажать его между

указательным и безымянным.

«Улитка»

Указательные, средние и безымянные пальцы

прижать к ладоням. Большие пальцы и мизинцы

выпрямить.

«Ножницы»

Ладонь поставить на ребро. Указательный и средний

пальцы развести вверх – вниз. Остальные пальцы

прижать к ладони.

«Собака»

Ладонь поставить на ребро, большой палец

выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы

сомкнуть.

«Коготки»

Ладонь поставить вертикально вверх. Кончики

пальцев слегка согнуть и развести в стороны.

«Труба»

Руки сжать в кулачок, оставив круглые отверстия

внутри. Поставить кулачок на кулачок.

«Лодочка»

Обе ладони поставить на ребро и соединить

«ковшиком». Большие пальцы прижать к ладоням.

«Ворота»

Ладони поставить на ребро. Пальцы выпрямить и

прижать друг к другу – «ворота закрыты».

«Зайка и барабан»

Поставить все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол.

Вышла зайка на лужок,

Встала в маленький кружок (пересчитываем заек)

Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, …

Будет лапками стучать (пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой)

Постучали, постучали и устали

Сели отдыхать

«Наша прогулка»

(Загибаем пальчики поочередно сначала на одной руке, читаем второй раз – загибаем на другой руке)

Этот пальчик — в лес пошёл.

Этот пальчик — гриб нашёл.

Этот пальчик — занял место.

Этот пальчик — ляжет тесно.

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

«Алые цветочки»

Наши алые цветы

Распускают лепестки, (Плавно разжимают кулаки.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет (Машут перед собой руками.)

Наши алые цветки Закрывают лепестки, (Плавно сжимают руки в кулаки.)

Тихо засыпаю (Головой качают, Кладут руки под щеку. Качают головой.)

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

«Семья»

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

«Бабочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.