МБДОУ № 7 г. Моздока

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


 9d7c81fead3b78b23dfb3d2de4575393.jpg

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование программы

 

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида № 7 г. Моздока

 

Основание для разработки программы

 

Действующее законодательство РФ в сфере образования Стратегический план развития муниципальной системы образования на период до 2020 года

 

Нормативно-правовая база

 

- Конституция Российской Федерации;

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751);

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р);

- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2012 № 163-р);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.02.2012 № 61),

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р, от 15.05.2013 №792-р)

-  

 

Заказчик Программы

 

Учредитель образовательного учреждения, Управляющий совет ОУ

 

Основной разработчик программы

Заведующая МБДОУ №7 – Т. М. Дружинина

Зам. заведующей по УВР – Е. М. Асланова

Председатель ТК – Л. В. Чаплыгина

Учитель-дефектолог – В. Л. Заречная

Воспитатель – И. В. Ермакова

Цель Программы

 

Реализация приоритетных направлений развития дошкольного образования, обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ в дошкольном учреждении, соответствующего требованиям инновационного социально- ориентированного развития. 

 

 

Исполнители основных

мероприятий программы

 

Администрация и педагоги муниципального бюджетного образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида № 7 г. Моздока

 

 

Основные задачи программы

 

 

Для достижения стратегической цели требуется решение следующих задач:

- совершенствование системы управления ДОУ;

- совершенствование системы научно-методического сопровождения и поддержки педагогических работников в условиях инновационного развития образования, создание условий для профессионального совершенствования и творческого роста;

- организация непрерывного повышения квалификации педагогических работников учреждения через курсы повышения квалификации и самообразование;

- обеспечение инновационного характера базового образования за счет совершенствования содержания и структуры образования, форм, средств, методов и технологий обучения;

- создание безбарьерного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дошкольное учреждение;

- создание условий для перехода ДОУ на ФГОС ДО;

- организация помощи и поддержки родителям воспитанников в вопросах воспитания, образования и оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, медицинских и правовых вопросах;

- совершенствование единого информационного образовательного пространства через официальный сайт дошкольного образовательного учреждения.

 

Сроки и этапы выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый этап (2014-2015) организационный предполагает

анализ возможностей ДОУ и готовности педагогического коллектива для реализации Программы развития. Организацию

работы творческой группы по разработке Программы развития МБДОУ - д/с компенсирующего вида № 7 на 2014-2015 гг.

 

 

Второй этап (2015-2017) практический включает мероприятия по реализации основных задач, определённых Программой на период 2015-2017 гг.

 

 

На третьем этапе (2018) аналитический предусматривает обобщение результатов, анализ эффективности выполнения Программы, планирование дальнейшей деятельности учреждения.

 

 

Источники и объемы

финансирования

 

Общий объем необходимых финансовых средств, предусмотренных муниципальным бюджетом на реализацию муниципального задания; привлеченные средства.

 

 

Ожидаемые конечные результаты

 

За период реализации программных мероприятий с 2014 по 2018 гг. ожидается

- нормативно-правовое обеспечение деятельности МБДОУ -д/с № 7 будет соответствовать Федеральным нормативным документам нового поколения;

- 100% прохождение педагогическими работниками ДОУ курсов повышения квалификации  и аттестации на присвоение квалификационной категории;

- соответствие уровня квалификации педагогов  профессиональным стандартам;

- в учреждении будет создано безбарьерное образовательное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- созданные в ДОУ условия будут способствовать переходу на ФГОС ДО;

- увеличится количество родителей воспитанников, получивших помощь и поддержку учреждения по социальным, правовым вопросам, вопросам воспитания и образования детей;

- использование ресурсов сети Internet для совершенствования взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- развитие социального партнерства;

- совершенствование имиджа МБДОУ.

 

 

Система организации контроля реализации Программы, периодичность

отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов

 

- мониторинг реализации этапов программы развития (контрольные события); 

- ежегодное размещение отчета об исполнении Программы на официальном сайте учреждения. 

- предоставление текущей отчетности, утвержденной Заказчиком.

 

 

 

 

 

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 7 г. Моздока осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием.

Созданное в 1991 г. учреждение стабильно функционирует в муниципальной системе образования и продолжает развиваться.

В настоящее время в ДОУ функционирует 4 группы для детей с нарушениями зрения.

Детский сад посещают 40 детей в возрасте от 3 до 7 лет. 

Детский сад работает с понедельника по пятницу с 7.30 до 18.00, обеспечивает 10,5 часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

Дошкольное образовательное учреждение располагает набором помещений, необходимых для организации воспитания, образования и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья:

- 1 музыкально-физкультурный зал;

- 3 кабинета учителей-дефектологов;

- Методический кабинет

- Медицинский блок, который включает:

  ортоптический кабинет, оснащенный современным офтальмологическим оборудованием для лечения нарушенных зрительных функций у детей;

  медицинский кабинет;

В учреждении функционирует методический кабинет, в котором собраны дидактические игры и пособия, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и изданиями периодической печати.

Групповые и спальные комнаты выделены в отдельные помещения, оснащены игровым оборудованием согласно требованиям программы, возрастным особенностям и потребностям детей дошкольного возраста.

В каждой возрастной группе ДОУ созданы условия  для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей: 

- Условия для развития игровой деятельности (игровые уголки в соответствии с возрастом детей);

- Условия для развития двигательной  активности детей (физкультурные уголки);

- Условия для коррекционной работы (коррекционные уголки в группах, содержащие игры и пособия по всем разделам коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения);

- Условия для развития детского творчества (уголки изобразительной и конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности детей);

- Условия для воспитания экологической культуры (природные уголки);

- Условия для развития познавательной активности и речи (познавательные центры);

- Условия для поисково-исследовательской деятельности детей (центры экспериментирования).

Характер размещения игрового, спортивного и другого оборудования в основном обеспечивает свободный доступ к играм и игрушкам, материалам и оборудованию. Расположение мебели, игрушек и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам.

Организация повседневной самостоятельной трудовой деятельности, ориентированной на постановку ребенка в позицию субъекта, продиктовала необходимость создания в группах  творческих мастерских, позволяющих детям работать с конструкторами, природным и бросовым материалами.

Во всех группах имеются «зеленые уголки» с различными видами растений, которые способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, приобщают детей к элементарной трудовой деятельности. Воспитателями накоплен богатый дидактический материал (пособия, методическая и художественная литература) необходимый для организации разных видов деятельности детей.

Территория, прилегающая к зданию и используемая для прогулок и игр на свежем воздухе, рассматривается как часть развивающего пространства, в пределах которого осуществляется игровая, поисково-исследовательская, трудовая и свободная деятельность детей. Прогулочные участки оснащены игровым оборудованием, оформлены зелеными насаждениями, которые поддерживаются в надлежащем состоянии, в летнее время разбиваются клумбы и цветники.

На территории ДОУ имеется спортивная площадка, оснащенная спортивным оборудованием (лесенки, мишени, разметка площадки и др.)

В целом содержание предметно - развивающей среды соответствует интересам  и потребностям детей, периодически изменяется и дополняется, обеспечивая «зону ближайшего развития» каждого ребенка.

Дошкольное учреждение является активным социальным институтом, сотрудничает с разными  организациями, постоянно находится в поиске ресурсных партнеров, принимает участие в методических мероприятиях разного уровня.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Образовательную деятельность в дошкольной организации осуществляют: 13 педагогов и специалистов.

Характеристика педагогических кадров

По уровню образования

 всего педагогов: 13 человек;

высшее образование: 6 человек

среднее-специальное: 7 человек.

По стажу работы

Всего педагогов: 13 человек;

1-3 лет: -

4-10 лет: -

11-20 лет: 1 человек;

21 и более лет: 12 человек.

По квалификационным категориям

Всего педагогов: 13 человек

с высшей квалификационной категорией –

с  первой квалификационной категорией – 9 человек;

соответствие занимаемой должности – 4 человека.

За последние 3 года повысили квалификацию в рамках курсов повышения квалификации - 9 педагогов. (Приложение1)

Медицинское сопровождение детей с нарушениями зрения осуществляют: врач - офтальмолог – Шошукова М.М., высшее образование, высшая категория; медицинская сестра- ортоптистка  -Оришева А.И.

Предметом деятельности учреждения является качественное медико-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения.

 

 

 

 

 

 

 

3.АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

 

Анализ и оценка ресурсного потенциала ДОУ

Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятие нормативных правовых подзаконных актов, введение и реализация  ФГОС влечет за собой системные изменения в деятельности образовательного учреждения: внедрение нового содержания образования, предъявление более высоких требований к профессионализму  педагогических работников ДОУ, а так же создание условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетными  направлениями деятельности МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 7 г. Моздока являются:

- оздоровление и физическое развитие детей с нарушением зрения;

- сопровождение внедрения инновационных технологий и педагогических практик, для предупреждения вторичных отклонений у детей с нарушением зрения;

- создание эффективной, безопасной, безбарьерной предметно-развивающей среды для социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения;

- совершенствование процесса повышения квалификации и профессиональных компетенций педагогов;

- развитие сотрудничества с образовательными и научными организациями города в целях эффективного решения задач инклюзивного и интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

С целью реализации основных направлений деятельности дошкольного учреждения в ДОУ была разработана адаптированная образовательная программа, выстроена система медико-педагогической помощи и поддержки воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, созданы условия для социальной интеграции их в общество сверстников.

Адаптированная образовательная программа дошкольного учреждения определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного и коррекционного процесса в дошкольном образовательном учреждении, направленного на коррекцию зрения, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, а также на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу начального общего образования.

Программа разработана на основе примерных образовательных программ: 

«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012 г.;

«Программа специальных (коррекционных) учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения)», под редакцией Л.И. Плаксиной, 2003 г.;

Реализация программы основывается как на общедидактических принципах, так и на принципах коррекционно-развивающего обучения.

При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих, обучающих и коррекционных задач в соответствии с комплексно-тематическим планированием, которое предполагает интеграцию образовательных областей и позволяет оптимизировать образовательную нагрузку на детей с особыми образовательными потребностями.

Программа предусматривает создание оптимальных условий для длительной медико-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Педагогический коллектив использует в работе с детьми парциальные программы и современные образовательные технологии:

"Юный эколог" С.Н. Николаева, «Просвещение», Москва, 2002 г.

Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», И. Каплунова, И. Новоскольцева. Издательство «Композитор» С.-Петербург, 2003 г.

«Обучение грамоте детей с нарушением зрения» В. С. Ильина, Благовещениск, 1996 г.

«Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения» Л. И. Плаксина, Москва, 2008 г.

«Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения» Л. А. Дружинина, Москва, 2006 г.

«Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения» Г. А. Дивненко, Мурманск, 2002 г.

«Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения» Е. Н. Подколзина, Ярославль, 2009 г.

«Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки» Т. И. Нагаева, Ростов-на-Дону, 2008 г.

«Формирование мелкой моторики, развитие речи. Комплексные занятия» Н. Л. Стефанова, Волгоград, 2012 г.

«Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения» Л. А. Ремезова, Тольятти, 2002 г.

«Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин» Л. А. Ремезова, Самара, 2004 г.

«Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения» Л. А. Ремезова, Тольятти, 2002 г.

«Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» Л. А. Дружинина. Москва, 2006 г.

«Занятия по развитию социально-бытовой ориентировке» Л. А. Дружинина, Москва, 2006 г.

«Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения» Е. Н. Подколзина. Москва, 2014 г.

«Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с нарушениями зрения» Л.И. Сековец, Москва, 2001 г.

Главный критерий отбора программно-методического обеспечения – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и современной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства, интеграция коррекционных и общеразвивающих задач в образовательном процессе.

При создании условий для работы с детьми с особыми образовательными потребностями разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка и предусматривается возможность обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Необходимо отметить, что программно-методическое обеспечение инклюзивной практики не соответствует новым требованиям современного образования.

Анализ программно-методических ресурсов выявил необходимость корректировки основной образовательной программы ДОУ и методического комплекта в соответствии с новыми нормативными документами (Законом РФ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО).

Педагогический процесс охватывает все основные направления развития  ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей, восстановлению нарушенных функций зрительной системы, коррекции и компенсации вторичных отклонений, коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование в работе с детьми современных форм организации детской деятельности, здоровьесберегающих технологий предупреждает переутомление, эмоциональный спад, снимает зрительное напряжение, повышает активность ребенка, создает благоприятные условия для развития психических функций у детей с нарушением зрения.

Методы и приемы обучения стимулируют познавательную активность детей, поиск нестандартных решений, развитие воображения и творческих способностей, способствуют охране и укреплению здоровья детей и не противоречат требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Для организации образовательной деятельности методический кабинет ДОУ оснащен стационарным оборудованием для проведения мультимедиа-презентаций. Информационное образовательное пространство и эффективное использование ИКТ-технологий в ДОУ обеспечиваются за счет использования компьютерной техники (не имеющей выход в Интернет). 

Большое внимание в ДОУ уделяется физическому воспитанию и оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание в нашем дошкольном учреждении  направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушениями зрения, и включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно – воспитательной работой:

Достижение соответствующего возрастному уровню развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности. выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др.).

Коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.

Преодоление недостатков (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.), возникающих на фоне зрительных нарушений при овладении движениями.

Активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.

Педагогический коллектив активно формирует у детей и родителей привычку к здоровому образу жизни, реализуя образовательные проекты, а также уделяет большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

В ДОУ регулярно проводятся физкультурные занятия с использованием спортивного инвентаря и оборудования. Одно занятие в неделю обязательно проводится на свежем воздухе;

В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора (воздушные, водные процедуры, босохождение, ходьба по мокрым и ребристым дорожкам, полоскание зева и др.).

В ДОУ стало доброй традицией проведение спортивных праздников и досугов для детей и их родителей.

Анализируя работу по физическому воспитанию и оздоровлению детей следует отметить негативные моменты:

- низкий уровень двигательной активности детей на занятиях обусловлен отсутствием пропедевтических занятий с детьми, однообразием подвижных игр, моторной неловкостью, заторможенность детей с нарушениями зрения;

- недостаточное материально-техническое обеспечение для приобретения и обновления спортивного инвентаря и специального оборудования для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа по здоровьесбережению детей в ДОУ направлена на решение следующих задач: 

- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- Воспитание культурно-гигиенических навыков;

- Формирование представлений о здоровом образе жизни;

Для  реализации задач здоровьесбережения в ДОУ создаются условия направленные на обеспечение эмоционального благополучия ребенка, поддержку его индивидуальности и инициативы. Оптимизацию образовательной и двигательной нагрузки обеспечивает продуманный «щадящий» режим дня, использование разнообразных форм организации детской деятельности, а также специальных средств обучения детей с ОВЗ. (Приложение 2).

Включение в работу с детьми здоровьесберегающих технологий позволяет снизить заболеваемость, выработать у детей привычку заботиться о своем здоровье, помогает совершенствовать физическое и психическое здоровье. Применение разнообразных методов позволяет педагогам включить в совместную деятельность по физическому развитию и здоровьесбережению родителей воспитанников, сформировать у них активную позицию, привлечь к взаимодействию с ребенком.

Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует соблюдение требований СанПиН 2.4.1.3049-13, организация профилактической и физкультурно-оздоровительной работы, качественная организация питания, соблюдение санитарно-гигиенических и офтальмологических условий (профилактические, санитарно - гигиенические и противоэпидемические мероприятия).

Медицинское сопровождение детей в ДОУ  (плеопто-ортоптическое лечение, медикаментозное лечение) обеспечивает коррекцию зрительных нарушений в процессе аппаратного лечения, способствует преодолению недостатков физического развития, общему укреплению организма через комплексное воздействие лечебных факторов.

Однако, темпы снижения заболеваемости и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья остаются низкими в силу ряда причин:

- в ДОУ все больше поступает детей с комплексными (множественными) нарушениями в развитии, что обуславливает определенные трудности при организации работы;

- недостаток помещений (музыкальный и физкультурный зал находятся в одном помещении) не позволяет проводить с детьми пропедевтические упражнения с использованием специального оборудования;

- ограниченность специального физкультурного оборудования и инвентаря для занятий с детьми не позволяет оказывать качественную коррекционную помощь детям с нарушениями развития. Нет специальных тренажеров для развития различных групп мышц, не достаточно физкультурного оборудования и инвентаря для профилактики и лечения нарушений осанки и двигательных нарушений у детей.

Низкий уровень здоровья детей обусловлен как объективными, так и субъективными факторами:

- дети приходят в детский сад состоящими на «Д» учете по различным группам заболеваний;

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- низкий прожиточный уровень некоторых семей воспитанников;

- отсутствие эффективного сотрудничества детского сада и семьи в вопросах укрепления здоровья детей (родители редко прислушиваются к рекомендациям педагогов и медицинского персонала, полная занятость на работе оставляет родителям мало времени для занятий с детьми).

Низкий уровень социализации ребенка является результатом следующих факторов:

- гиперопека родителями детей, имеющих нарушения в развитии и детей-инвалидов;

- родители не создают условия для формирования самостоятельности детей дома;

- недостаточный уровень компетенции родителей в вопросах воспитания, образования, оказания коррекционной помощи детям;

- недостаточная осведомленность родителей в социальных и правовых вопросах;

- основной акцент сделан на обучение, а не на воспитание детей;

- низкий уровень толерантности у родителей детей, не имеющих комплексных нарушений в развитии, что затрудняет «включение» ребенка-инвалида в общество сверстников.

Мы понимаем, что образовательное пространство ДОУ должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обеспечивать коррекцию недостатков в физическом развитии и совершенствовании движений, создать все необходимые условия для социальной адаптации детей с нарушением зрения и интеграции их в общество сверстников. Данное направление развития можно считать приоритетным при реализации Программы развития.

Познавательное развитие детей осуществляется регулярно в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

В группах воспитателями оборудованы уголки экспериментирования, познавательные центры, уголки природы. Воспитатели ежедневно проводят коррекционный час, в соответствии с рекомендациями учителей-дефектологов, с целью коррекции, обусловленных зрительными или психофизическими нарушениями у детей.

Педагоги ДОУ активно используют современные образовательные технологии, в том числе компьютерные и информационные, для повышения познавательной активности у детей и развития коммуникативных процессов. Однако, дети с тяжелыми нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью требуют повышенного внимания и применения специальных средств и приемов работы для обеспечения оптимального уровня развития.

В ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены познавательные занятия по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, формированию математических представлений и развитию речи, которые проводят учителя-дефектологи. Материал занятий подбирается специалистами дифференцированно в зависимости от вида и тяжести нарушений, способствует развитию психических функций у детей, формированию навыков социально-адаптивного поведения, повышению мотивации к образовательной деятельности у детей со сниженной познавательной активностью. 

Большую роль в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста играют занятия по конструированию и ручному труду. В группах имеются настольные, напольные конструкторы (модульные и деревянные) и строительные наборы, Лего конструкторы. Дети очень любят конструировать, поэтому для развития у детей конструктивных навыков и умений, развития творческого воображения и логического мышления, пробуждения интереса к механике необходимо приобретать новые, современные виды конструкторов и строительных наборов (магнитные, веревочные, сюжетные).

В процессе организации познавательной деятельности в рамках интегрированных занятий воспитатели и специалисты используют разнообразные приемы активизации самостоятельного мышления у детей, поддерживают интерес детей к деятельности, мотивируя их на решение познавательных задач. Положительным моментом является то, что специалисты и воспитатели шире стали использовать в образовательном процессе технические средства обучения. С целью активизации познавательного интереса у дошкольников педагоги применяют мультимедийные презентации по лексическим темам для закрепления обобщающих понятий, компьютерные дидактические игры для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти) и активизации познавательного интереса в процессе обучения, аудиозаписи для развития слухового восприятия.

Важно отметить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается снижение познавательного интереса и, как следствие, низкий уровень освоения основной образовательной программы дошкольного учреждения. В процессе реализации программы развития необходимо создать мотивационные условия для качественного освоения программного материала детьми,  а так же совершенствовать материально-техническое, методическое и информационное оснащение групп и кабинетов.

Художественно-эстетическое развитие детей осуществляется на занятиях лепкой, рисовании, аппликации, конструировании, ручному труду и музыкальных занятиях.

 В ДОУ стало традицией проведение разнообразных музыкальных праздников и досугов для детей и их родителей: «Осень, Осень, в гости просим!», «День здоровья», «Новый год», «Праздник, посвященный 8 Марта», «День защитников Отечества», «Праздник Победы», «Выпускной бел для детей подготовительной группы», «День знаний» и др. Детский сад часто посещают учащиеся музыкальной школы с концертными программами для детей дошкольного возраста. Занятия по музыкальному воспитанию интересны, разнообразны по содержанию, творческие и познавательные. 

Следует отметить, что дети с нарушениями зрения испытывают трудности при овладении музыкально-ритмическими движениями, в силу специфических особенностей (нарушения общей моторики, скованность движений, боязнь пространства и др.), поэтому в педагогический процесс включаются подвижные музыкальные игры, специальные музыкальные разминки и упражнения, используются специальные средства (зрительные и слуховые ориентиры) для коррекции и компенсации данных нарушений у детей. Анализ развивающей предметно-пространственной среды для музыкального развития детей в ДОУ показал критическое состояние музыкального оборудования для самостоятельной музыкальной деятельности и развития у детей с нарушением зрения чувства ритма, координации и точности движений, творчества и музыкальных способностей. 

 Методической основой изобразительной деятельности в ДОУ является программа Т.С. Комаровой и специальная методика поэтапного рисования Л.И. Плаксиной. В детском саду имеется много дидактического материала, игр и пособий, для развития у детей интереса к изобразительной деятельности и проявления творческой активности.

Воспитатели используют разнообразные традиционные и нетрадиционные техники при обучении детей с нарушениями зрения изображению предметов и явлений окружающего мира (методика Т.С. Комаровой, методика Л.И. Плаксиной, рисование способом Тычка, рисование свечкой и др.), реализуют поли- художественный подход в процессе восприятий произведений искусства. Дети проявляют активность в выборе материалов для рисования (гуашь, акварель, восковые мелки, уголь, карандаши, фломастеры, акварельные мелки и др.), что способствует формированию у них познавательной и исследовательской деятельности, формирует устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Коррекционная направленность каждого занятия позволяет решать задачи коррекции и компенсации нарушенных функций у детей, а реализация программы в совокупности с набором специальных методов и приемов дает положительные результаты.

 

Оформление детского сада и развивающая предметно-пространственная среда направлены на эстетическое воспитание детей и развитие художественного вкуса, а также обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых и  двигательной активности детей. 

  Базовые компоненты развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 7 включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Эти компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам в сочетании с возможностью уединения. Образовательная среда в ДОУ строится в соответствии с требованиями программы, учетом возрастных и психофизических возможностей детей, их склонностей и интересов, носит развивающий характер, учитывает предпочтения детей разного пола (мальчиков и девочек).

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям нормативных документов и обеспечивает:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе  развитие  крупной  и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими методическими и наглядно-дидактическими материалами в соответствии со спецификой Программы.

Для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, осваивающими Программу создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей  детей  с нарушением зрения.

Однако, следует отметить, что предметно-развивающая среда в ДОУ компенсирующего вида требует постоянного обновления и модернизации, создания специальных условий для детей с нарушением зрения, обеспечивающих зону актуального развития ребенка и учитывающих их возможности (например: специальное оборудование, тифлосредства, компьютерные программы для коррекционной работы с детьми и др.).

Анализ образовательного и оздоровительного процесса в целом показал, что в ДОУ созданы условия для комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также для полноценного проживания ребенком периода детства, развития познавательной активности и проявления творческих способностей в самостоятельной деятельности.

Наиболее значимыми достижениями ДОУ за последние 3 года являются следующие результаты работы:

- Для осуществления процесса воспитания, обучения и коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья привлекаются все специалисты ДОУ, выстраивающие стройную систему совместной работы, оказывающей комплексное воздействие на ребенка.

- Создана достаточно богатая адаптивная предметно-развивающая среда для решения оздоровительных, педагогических, образовательных и коррекционных задач

- Образовательная деятельность регламентируется основной образовательной программой дошкольного учреждения, на основе комплексного тематического планирования, что обеспечивает качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья

- Обобщен богатый материал для осуществления коррекционной помощи детям с нарушением зрения, который активно распространяется в рамках работы ресурсного центра, созданного на базе дошкольного учреждения

- Значительно повысился уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ, реализующих инклюзивное образование

- Работа с родителями, основанная на педагогике сотрудничества дает положительные результаты в лечении и коррекции нарушений развития у детей с нарушением зрения.

 

Оценка ресурсного обеспечения деятельности ДОУ

 

Показатели направления

Достигнутые результаты

Имеющиеся

проблемы

Необходимые преобразования

Кадровое обеспечение

 

Детский сад обеспечен педагогическими кадрами на 100%.

Коллектив педагогов стабильный, педагоги регулярно повышают свою квалификацию - 80% педагогов владеют навыками работы на ПК

- Использование педагогами (35% педагогов) стандартных, классических форм работы с детьми и родителями.

- Отсутствие системы в использовании технологий развивающего обучения, применения здоровьесберегающих образовательных технологий.

- Применение одних и тех же приёмов работы с детьми и родителями,

имеющими разные  образовательные потребности.

- малый опыт организации

инклюзивной практики

(2 года) у 20 % педагогов

- Методическое сопровождение педагогов по повышению профессионального уровня, в освоении теории и применения на практике современных развивающих технологий 

- Привлечение воспитателей к составлению планов работы и

индивидуальных маршрутов  для детей с ограниченными возможностями здоровья.

-Введение в образовательный компонент адекватного и активного развивающего содержания.

- Преодоление «просветительского» подхода в обучении детей и ориентация на игровое обучение, активные, поисковые методы обучения и специальных методов в процессе коррекционной работы.

- Активизация педагогов на применение интерактивных образовательных технологий (в том числе ИКТ) в педагогической деятельности. 

 

 

Научно-методическое обеспечение

Имеется  в наличии методическая литература, учебно-методические комплекты  по реализации образовательных

программ согласно

лицензии;

- Систематизированы методические 

рекомендации по повышению компетентности

педагогов в использовании

разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников

 

- Необходима корректировка  основной образовательной

Программы ДОУ и методического комплекта для работы с детьми с нарушением зрения.

- Затруднения педагогов оценке качества усвоения детьми программного материала и осуществлении коррекции нарушений развития на основе диагностики.

- Требуют совершенства подходы по выявлению, поддержке и комплексному сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

- Требуют

дальнейшего совершенствования система взаимодействия с родителями.

- Разработать  основную образовательную  программу дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС.

- Разработать

перспективно-тематические планы в соответствии с ФГОС.

- Создать электронный банк «В помощь воспитателю» (конспекты, планирование, современные педагогические технологии).

- Разработать методические рекомендации по работе с детьми с нарушением зрения. 

- Пополнить методическую копилку ДОУ новинками литературы из области развития детей  с нарушением зрения дошкольного возраста.

- Создание банка мультимедийных презентаций  по основным направлениям развития ребенка

Мотивационные условия

В ДОУ создан

благоприятный психологический микроклимат.

Достаточно хороший уровень мотивации педагогов на ведение инновационной деятельности

- Не все

педагогические работники нацелены  на достижение высоких результатов, проявление инициативы и применение творческого подхода к организации образовательной деятельности. 

- Повысить эффективность работы коллектива  в соответствии с новыми профессиональными стандартами педагога

 

Материально-технические условия

Достаточно разнообразная предметно-развивающая среда ДОУ. В том числе – в наличии игровые и дидактические пособия, используемые для обеспечения коррекционного процесса.

- Оснащенный ортоптический кабинет для коррекции зрительных нарушений средствами аппаратного лечения.

- Имеется мультимедийное оборудование.

- Отсутствие

использования

современных ТСО

- Недостаточность оснащения физкультурного зала специальным спортивным оборудованием для реабилитации детей с нарушением зрения.

- Требуется обновление мебели в приемных комнатах во всех группах.

- Создать и оснастить современным ТСО  для использования специалистами и воспитателями в работе с детьми.

- Эффективное использование данного оборудования,  игр и пособий для целенаправленной

разнообразной и

систематизированной

работы по психолого-

педагогическому сопровождению и развитию детей.

- Пополнение учебно-

методических комплектов в соответствии с реализуемыми программами и ФГОС.

- Оснащение ДОУ современным игровым оборудованием и детской мебелью.

 

Финансовые условия

- Предусмотренное бюджетное финансирование образовательного процесса недостаточно для обеспечения системы работы по психолого-педагогическому

сопровождению и развитию (приобретение игровых и учебных пособий, литературы, технического оснащения и пр.)

 

Недостаточность финансового обеспечения для полноценного материального оснащения процесса развития ДОУ и внедрения педагогических

инноваций

 

- Привлечение

дополнительных финансовых средств на образовательную деятельность и обновление материально-технической базы учреждения

 

Нормативные условия

- Разработан пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ.

- Преобразующий характер управления

предполагает совершенствование профессиональных

умений с целью позитивного изменения и качественного преобразования образовательной деятельности ДОУ.

- Содержание

образовательной деятельности определяется не только содержанием образовательных

программ, но и

потребностями потребителей (родителей

и детей)

 

- Необходимо  создать эффективную модель управления в соответствии с современными требованиями

- Разработать электронный банк нормативных документов в соответствии с современными требованиями 

- В процессе развития ДОУ и введения инновационных педагогических технологий в практическую деятельность создать новую эффективную модель  управления, основанной на расширении общественного участия в управлении ДОУ, создании информационно-аналитической группы

- Оптимальное стимулирование педагогического труда, 

- Определение дальнейших перспектив деятельности ДОУ и использование возможностей, появившихся у ДОУ в связи с обновлённым содержанием образовательного процесса.

- Развитие демократии и самоуправления через делегирование полномочий сотрудникам (умение управлять через людей, мотивировать педагогов на качественное выполнение задач программы развития).

- Грамотный выбор

руководителем оптимального и необходимого сочетания методов управления (способов управления).

- Выработка такого механизма инновационной деятельности ДОУ, при котором руководитель не только достигает результата выполнения работниками своего функционала, но и сами специалисты начинают работать в режиме развития, уделяя внимание своему самообразованию и саморазвитию, тем самым создавая условия для развития личности каждого ребенка. 

- Экономия ресурсов и времени, затрачиваемых на реализацию мероприятий в процессе обновления

содержания образовательного процесса

Информационные условия

- В ДОУ разработана система информационно-аналитического обеспечения управленческой

деятельности по следующим блокам:

нормативно-правовая

база управления ДОУ, организационные документы руководителя, работа с кадрами, научно-методическое обеспечение, воспитание и образование, взаимодействие детского сада с семьями

воспитанников, общественностью, материально-техническое обеспечение, здоровье и здоровый образ жизни.

Информационное

образовательное

пространство ДОУ обеспечивается за счет использования интернет ресурсов

- Не созданы условия для обеспечения

информационного пространства

- Отсутствует система участия родителей и общественности в сборе, анализе и оценке информации о качестве образования в ДОУ;

- Низкая компьютерная

грамотность-15% педагогов и 30% родителей не позволяют в полном объеме использовать информационные ресурсы для обеспечения доступности и качества образования детей с нарушением зрения

- Разработать:

  показатели и

критерии оценки деятельности учреждения, соответствия качества дошкольного образования требованиям ФГОС

критерии оценивания результативности работы

педагогов за учебный год

- Расширять сферу сотрудничества педагогов, специалистов с родителями воспитанников на основе информационных технологий

- Совершенствовать систему инфокоммуникационного пространства ДОУ, способствовать повышению квалификации педагогов  в области применения ИКТ.

- Совершенствование имиджа ДОУ через официальный сайт

дошкольного учреждения

Организационные условия

В ДОУ создана система управления коллективом

- Разработаны:

· структура управления коллективом 

· должностные инструкции разработаны  и направлены на решение уставных задач и целей

- Реализуется в системе программно-целевой метод в планировании деятельности ДОУ (Программа развития ДОУ, годовой план работы ДОУ).

- Организована  работа методического сопровождения педагогов по повышению

профессиональной компетентности

(посещение районных МО по разным направлениям, курсов повышения

квалификации)

- Организована работа методического кабинета как методического

ресурса

 

- Не всегда успешно обеспечиваются условия для раскрытия

управленческого потенциала педагогов

ДОУ 

- В деятельности методического совета усилить роль функций рабочей группы по выполнению ФГОС, по достижению модели выпускника, желаемого образа педагога, повышению педагогического мастерства педагогов, развитие их творческой активности и взаимосвязи, а также внедрение в практику ДОУ достижений педагогической науки.

- Усилить функцию

контрольно-аналитической

деятельности с целью обеспечения достоверной информации о выполнении уставных целей и задач, стимулирования творчества педагогов и своевременного принятия управленческих решений.

 

 

Вступление в силу федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает внесение изменений в локальные акты Учреждения, совершенствование педагогической компетентности воспитателей и специалистов в вопросах социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения, а также модернизацию предметно-пространственной среды для развития детей.

 

 

 

Анализ состояния и прогноз тенденций изменений в системе образования

 

Модернизация системы образования обусловила необходимость систематического повышения качества профессионального труда педагогов, поиск новых способов и средств совершенствования методической помощи и управления. 

Ранее сложившуюся структуру необходимо привести в соответствие с потребностями времени, преодолеть ее неэффективность, придать ей гибкий, динамичный характер и, что самое главное, выработать способность адекватного реагирования на актуальные потребности каждого педагога дошкольной организации для своевременного оказания качественной методической помощи и поддержки.

Это предполагает создание условий, обеспечивающих уровень образования в соответствии с запросами и потребностями государства и родителей воспитанников учреждения; разработку современных моделей успешной социализации детей с нарушением зрения, способных решать задачи непрерывного совершенствования форм, методов и направлений коррекционной помощи и поддержки; реализовать личностно-ориентированный, дифференцированный подход к организации образовательного  и коррекционного процессов на всех ступенях его осуществления.

Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям. Тем не менее, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, перестройке социально-психологического мышления и педагогического мировоззрения в условиях модернизации системы образования, перехода к ФГОС, что обуславливает необходимость проведения кадровой политики, направленной на приведение в соответствие требований к педагогу нормам профессионального стандарта.

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование инф

2 июня 2017 в 00:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.