МБДОУ № 7 г. Моздока

Консультация для воспитателей "Как видят дети с нарушением зрения". Дружинина Т.М.

Консультация для воспитателей "Как видят дети с нарушением зрения". Дружинина Т.М.

11 января [пт]

Консультация для воспитателей «Как видят дети с нарушением зрения»

     Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.Положение ребёнка с нарушением в семье, в детском саду, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.

Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметовв пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.

 Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макро ориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, не расчлененный характер.

 Следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении.

1.Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2.Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3.В одежде воспитателю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4.В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5.Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6.Воспитатель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети мог­ли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.

7.При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного вос­приятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8.Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соот­ветствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

9.Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по от­дельности.

10.При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11.Следует исполь­зовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12.Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). 

13.При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания.

      Воспитателю по адаптации детей  с нарушением зрения к детскому саду

1. Воспитателю следует знать зрительные особенности ребёнка и следовать рекомендациям медицинских работников  и тифлопедагога. Например, при высокой степени близорукости нельзя делать резкие движения, прыжки, допускать большую силовую нагрузку; при дальнозоркости  необходима усиленная работа с мелкими деталями, а при близорукости следует предлагать пособия более крупного размера, не допускать перегрузки зрения.

2. При необходимости ношения очков, окклюдеров строго следуйте требованиям окулиста и выполняйте его рекомендации.

3. Старайтесь уделять детям постоянное внимание, но не опекать их чрезмерно. Например, во время сервировки стола к приёму пищи можно предложить ребёнку положить кусочки хлеба в хлебницу, разложить ложки. Во время одевания на прогулку следует учить детей одеваться самостоятельно, а не делать этого самим, держа их у себя на коленях.

4. Рекомендуем не молчать с детьми, а постоянно разговаривать с ними, обговаривая все свои действия: Сейчас мы наденем кофточку. А теперь мы надеваем брюки, и т. д.

6. Во время умывания учите ребёнка правильно мыть руки и лицо, проговаривая при этом народную потешку: «Водичка, водичка, умой моё личико…». Постоянно разговаривая с ребёнком, Вы способствуете  его речевому и психическому развитию.

7. Развивайте руки ребёнка с раннего возраста: играйте с ним в мозаику, собирайте разрезные картинки, лепите из пластилина, собирайте детали конструктора, учите застёгивать крупные пуговицы, и т. д. Этим Вы развиваете его самостоятельность, а также готовите к школьному обучению.

8. Учите ребёнка положительно реагировать на взрослых, выполнять требования убрать игрушки, сходить в туалет, вымыть руки, готовиться к прогулке.

21 сентября 2019 в 16:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.