МБДОУ № 7 г. Моздока

Рекомендации тифлопедагога для родителей "Дикие перелетные и зимующие птицы". Чаплыгина Л.В.

Рекомендации тифлопедагога для родителей "Дикие перелетные и зимующие птицы". Чаплыгина Л.В.

11 января [пт]

                                  РЕКОМЕНДАЦИИ ТИФЛОПЕДАГОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

                                     по теме «Дикие перелётные и зимующие птицы» 

          Уважаемые родители, обращаемся к вам с просьбой стать активными участниками процесса обучения наших ребят. На общеобразовательных занятиях, которые проводились воспитателями и коррекционных занятиях тифлопедагога ребята знакомились

с перелётными птицами: соловей, ласточка, грач, утка, гусь, журавль, скворец, лебедь, кукушка;

и с зимующими птицами: ворона, синица, сорока, снегирь, голубь, сова, дятел, воробей. 

 У детей формировали представления о характерных особенностях внешнего облика каждой птицы, частях тела, их форме, взаиморасположении этих частей, характерных особенностях силуэта, цвете, величине, чем покрыто тело; ребята знакомились с жилищами птиц, их голосами, предпочтениями в питании, учились устанавливать причинно-следственные связи на основе знаний о особенностях питания, жизнедеятельности и сезонном отлёте и прилёте перелётных птиц;  знакомились с детёнышами, а также с особенностями поведения птиц. Ребята учились узнавать  птиц на улице, на картинках на основе знаний характерных 

особенностей внешнего вида каждой птицы. Учились описывать  птиц, проводить сравнения. 

Эти знания достаточно тяжело давались нашим ребятам, т.к. у них недостаточно сформированы представления о том, что их окружает, они не имеют навыка внимательного изучения и наблюдения. Им нужна ваша помощь в закреплении всех тех знаний, которые они получили на занятиях. Для того, чтобы вы могли позаниматься с вашими детьми, поспособствовать их большей компетентности, развить у них внимание, наблюдательность, память, мышление, развить зрительное восприятие и зрительные функции предлагается выполнить следующие задания, игры и упражнения.

1. Во время совместных прогулок понаблюдайте за поведением птиц, попросите ребенка описать птицу, назвать её, внимательно проследить за тем, как птица передвигается, какие издаёт звуки, проследить глазами за птицей в полёте; если земля покрыта снегом, понаблюдайте за тем, какие следы оставляют зимующие птицы; 

2. Почитайте ребёнку книги, в которых рассказывается о птицах, например, В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры», Г.А.Скребицкий «Хитрая птица», М.Пришвин «Про зверей и птиц», Г.Снегирёв «Про птиц» и д.т. 

3. Поучите составлять описательный рассказ по наглядному алгоритму, это позволит ребёнку уточнить представление о птице, будет способствовать развитию связной речи. 

4. Предложите ребёнку собирать разрезные картинки с изображением птиц, это будет способствовать развитию целостного восприятия, уточнению представлений о птицах, развитию внимания, мышления.

5. Найти среди наложенных друг на друга контурных изображений птиц заданную птицу и обвести её по контуру. Для этого карточку с изображениями птиц можно вставить в прозрачный уголок и обводить тонким маркером, который затем стирается тряпочкой или спиртом. Таким образом, можно упражнение повторят неоднократно, развивая зрительное восприятие, внимание, зрительно-моторную координацию, повышая остроту зрения.

 6. «Кого поймала кошка?». Проследить глазками по линиям от кошки и определить, какую птичку она поймала. Задания такого типа способствуют развитию зрительного восприятия, зрительного внимания, прослеживающей функции глаз.

 7. Позагадывайте ребёнку загадки о птицах: 

Черный, проворный, Кричит "крак" - Червякам враг. (Грач) 

Черный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор. (Дятел) 

Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) 

Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) 

Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По ночам кочует - Коноплю ворует. (Воробей) 

Спереди - шильце, Сзади - вильце, Сверху - черное суконце, Снизу - белое полотенце. (Ласточка) 

8. «Четвертый лишний». Игра на нахождение лишнего изображения птицы, которая по какому-то параметру не соответствует всем остальным. Вариант ответа по каждому ряду птиц может быть не один. Например, в первом ряду птиц лишней может быть кукушка, потому что она не зимующая птица, а перелётная, также, она может быть лишней, т.к. не высиживает птенцов, а подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда. 

7. Позагадывайте ребёнку загадки о птицах 

Черный, проворный, Кричит "крак" - Червякам враг. (Грач) 

Черный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор. (Дятел) 

Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) 

Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) 

Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По ночам кочует - Коноплю ворует. (Воробей) 

Спереди - шильце, Сзади - вильце, Сверху - черное суконце, Снизу - белое полотенце. (Ласточка) 

8. «Четвертый лишний». Игра на нахождение лишнего изображения птицы, которая по какому-то параметру не соответствует всем остальным. Вариант ответа по каждому ряду птиц может быть не один. Например, в первом ряду птиц лишней может быть кукушка, потому что она не зимующая птица, а перелётная, также, она может быть лишней, т.к. не высиживает птенцов, а подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда. 

21 сентября 2019 в 16:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.