МБДОУ № 7 г. Моздока

Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур. Тифлопедагог: Бибоева С.А.


10 сентября [вт]

 Перед обществом поставлена благородная задача-найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями.В настоящее время более 500 млн. человек (т. е.каждый десятый человек на Земле) относится к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн. детей. 

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комлексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта. 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» -гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.

Дети с нарушением зрения имеют некоторые особенности познавательной деятельности. Ребенку с нарушенными зрительными функциями трудно определить форму предметов. Нарушение бинокулярного и стереоскопического зрения усложняет и затрудняет его практические действия, ориентацию в пространстве. Рассматривая предмет, дети с нарушением зрения , нередко выделяют не основные его признаки , а второстепенные , вместо формы ориентируются на цвет. На занятиях такие дети быстро утомляются , отвлекаются, особенно в тех случаях , когда работают с опорой на зрение.        Поэтому принципы коррекционно-педагогической работы требуют:  Создание в процессе обучения детей условий, благоприятных для зрительного восприятия формы. Оптимального использования наглядных пособий. Применение специальных методов обучения , учитывающих особенности нарушения зрения у каждого ребенка. Индивидуальный подход к обучению с учетом психофизических особенностей детей. 

Необходимо усилить внимание к наиболее свойственным детскому возрасту формам деятельности -к игре. В игровой деятельности дети легче усваивают весьма сложный материал. В дошкольном возрасте дети получают знания под руководством педагога и главным образом через предметно-практическую деятельность с дидактическим материалом , что является базой для развития наглядно-образного мышления. 

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Исследования 

показывают , что большинство авторов выделяют форму предмета как наиболее информативный признак. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами , пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Проблема знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами рассматривается в двух аспектах : в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов. А также в смысле познания особенностей их структуры , свойств, основных связей и закономерностей в их построении , т. е. собственно геометрического материала. 

Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития , надо прежде всего проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета , в том числе и фигуры , а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и далее определить, как совершается переход от восприятия формы к ее логическому осознанию. Анализ зрительного восприятия информативных признаков предметов  и изображений детьми с нормальным зрением показывает, что в визуальном восприятии детей преобладает контур  как элемент формы. Контур предмета является исходным как для зрительного , так  и для осязательного восприятия. 

В тифлопедагогических исследованиях показано , что качества , свойства, признаки воспринимаемых предметов и их изображений приобретают сигнальное значение и для детей с нарушением зрения. Контур является сигналом формы предметов. Но нарушенное зрение не всегда позволяет вычленить из фона контуры геометрических форм предметов. Так при воспроизведении изображений через прозрачную пленку детьми с патологией зрения отмечается прерывистость контура , неполнота рисунка , недостаточно полное выделение важных опознавательных элементов (штрихов, точек и др.), пропуски мелких, но важных опознавательных признаков, характеризующих предмет. 

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то , чтобы видеть, узнавать форму наряду с другими признаками , но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов геометрических фигур. 

Тифлопедагогические исследования показывают , что даже на пятом году жизни у детей с нарушением зрения не сформированы действия дифференциации, идентификации и соотнесения формы сенсорных эталонов(геометрических фигур) с формой реальных предметов и их изображений. Дошкольники с низкой остротой зрения труднее соотносят форму предметов в рисунках , а дети с монокулярным характером зрения испытывают большие затруднения при 

соотнесении формы объемных предметов , чем рисунков. 

Словесное обозначение геометрических фигур у детей с нарушением зрения в сравнении с нормально видящими дошкольниками находятся на уровне младшего дошкольного возраста. Более точному восприятию формы предметов способствует совместная работа всех анализаторов, а основная роль в ее определении принадлежит  обследованию, осуществляемому одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается низкий уровень обследования формы предметов : чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры.           В проведенных исследованиях  Л. И. Плаксиной детей дошкольного возраста с нарушением зрения получены данные  о том , что ни в одном из заданий констатирующего эксперимента не удалось проследить обследующих форму действий. При зрительно-тактильном выделении дети просто держали предмет в руке, крепко его сжимали , то есть глобальное выделение формы. Это говорит о необходимости формирования обследующих тактильных действий для компенсации неполноценных зрительных представлений. В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом  распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие но и позволяет ощутить их особенности. На основании этого у детей появляется возможность при сопоставлении объемных и плоских фигур находить общность между ними. Но монокулярный характер зрения затрудняет зрительное выделение формы объемных предметов. По результатам исследований Л.И. Плаксиной нормально видящие дети при выполнении задания на зрительное соотнесение объемных предметов к геометрическим эталонам справились с ним в 77,8%случаев, а дети с косоглазием и амблиопией с монокулярным зрением только 32,7%.

Снижение перцептивных возможностей у детей с нарушением зрения отрицательно сказывается на развитие у детей предметно-практических действий с формой. Ограниченные зрительные возможности (снижение остроты центрального зрения , монокулярный характер зрения , нецентральная фиксация) качественно изменяют предметно-практическую деятельность, поскольку зрение обеспечивает сенсорный компонент действий. В связи с этим нагрузка ложится на руку , которая совмещает исполнительские и сенсорные компоненты действия. Но как показывают исследования , рука ребенка с косоглазием и амблиопией не готова к выполнению этой роли , так как мелкая моторика и саморегуляция движений снижены. В связи с этим необходимо целенаправленно формировать тактильное восприятие с целью компенсации неполноценных зрительных функций.       Большое значение в развитии геометрического и пространственного мышления имеют действия построения и преобразования фигур. В процессе подобных действий у детей формируются умения наблюдать, анализировать , 

обобщать, выделять главное , существенное и одновременно с этим воспитываются такие качества личности , как целенаправленность , настойчивость.    Сенсорно-перцептивные образы у детей с нарушением зрения формируются менее успешно в сравнении с нормально видящими детьми. Эти отставания происходят из-за состояния зрительных функций детей , которые не обеспечивают полноценного предметного образа. Дети с косоглазием и амблиопией затрудняются в выделении частей геометрических фигур , у них недостаточные умения в соотнесении частей и их признаков. Большие затруднения эти дети испытывают в объединении разрозненных частей в целое. У этих детей плохо сформирован навык сопоставления образа воспринимаемого объекта с хранящимся в памяти. На основании исследований было обнаружено и снижение у детей с косоглазием и амблиопией способности к выделению признаков , использованию в сенсорно- перцептивном процессе анализа, синтеза, сравнения. 

    Снижение уровня перцептивных действий при зрительном дефекте сказывается на овладении детьми программным материалом по развитию представлений у детей о форме предметов. В связи с этим необходимо проводить специальную коррекционную работу на занятиях и в повседневной жизни по коррекции зрительных представлений , формированию сенсорных эталонов формы и умений соотносить эти эталоны с формой реальных объектов окружающей действительности. 

22 сентября 2019 в 22:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.