МБДОУ № 7 г. Моздока

Влияние семьи на развитие ребенка. Тифлопедагог: Бибоева С.А.


26 ноября [вт]

 Влияние семьи на развитие ребенка

 

 

Основныетипы детско-родительских отношений

Авторитарныйтип

В семье существует, строгая иерархия: взрослыесчитаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчинятся всем ихтребованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы инастроения игнорируются, желания, и чувства не берутся в расчет.

При таком стиле детско-родительских отношений:

v Ребенок«удобен», поскольку он послушен, исполнителен, не требователен, им легкоуправлять, его легко подчинить родительской воле;

v Уродителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательнойситуацией и будущим ребенка.

v Ребенокудовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая имболее удобную жизнь.

В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:

v Придостижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткойсистемы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потериотношений со своей прежней семьей;

v Вырастая,может попасть под влияние любой другой авторитетной системы: секты,политической партии, криминальной компании, в которой он будет, так же послушени управляем;

v Ставвзрослым, либо сам обретет авторитетный характер, либо станет послушнымисполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным. 

Гипоопекающийтип

 

Родители мало интересуются ребенком, до него попросту«не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте,игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Можетнаблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены многоработать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, гдеродители, заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжаютигрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

При таком стиле детско-родительских отношений:

v Родителипо началу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;

v Ребеноквынужден, учится решать свои проблемы самостоятельно.

Однако в дальнейшем:

v Отсутствиеконтакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести квозникновению у ребенка личных проблем, низкой самооценки, неумению пониматьсебя и других;

v Отсутствиеправил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка неттвердой опоры, чувства защищенности.

Для вышеперечисленных двух типов отношений свойственно пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полноеотсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и наразвитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют, либо наоборот, необращают на него внимания. Природные качества не подкрепляются или подавляются.Не получая возможности проявиться и развиться, эти качества могут приобрестиотрицательную направленность: упорство перейдёт в упрямство, живость иактивность в неустойчивость, неспешность и осторожность в пассивность. Ребенок,лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающийсяв условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формированиясамоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивогоположительного образа «Я». Отсутствие позитивного опыта взаимодействия состаршими близкими приводит к тому, что такие дети «варятся в собственном соку», закрепляя эмоциональный опыт, сложившийся на основедетских реакций. В итоге — низкая самооценка и самоуничтожение личностиребёнка. И как следствие такого типа семейных отношений – крайнее неуважение кличности другого человека.

 

Гиперопекающийтип

 

Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своейперсоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как онибыли осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей,забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется ни какихтребований, обязанностей просьб. Он живет в основном своими интересами ипотребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членовсемьи.

Данному типу отношений характерна неумеренная родительская любовь, чрезмерные опека и участие в делах и жизниребёнка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этомслучае эго ребенка как бы «растворяется», становится нечетким. Родителистремятся реализовать не только все потребности ребёнка, но и предугадать иисполнить его желания, часто ещё не оформившиеся. Они прощают малышу всё,думают и делают вместо него. Ребенок растет несамостоятельным и инфантильным,понятия «можно-нельзя», «хорошо-плохо» ему не понятны. Гиперопека фиксируетсуществующие у ребенка трудности развития и может породить проблемы упсихически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг своего ребёнка стенуиз любви, заботы и помощи, такие родители тормозят процесс понимания и развитиемногих навыков, а также не происходит усвоение им норм поведения в обществе.Такой ребенок живет в иллюзорном мире, не ведая ни труда, ни забот, постепенностановясь эгоистичным и беспомощным. При поступлении в школу, прежде всего,обнаружат себя сложности в волевой и эмоциональной сферах. Возможно дальнейшуюжизнь в эмоциональном плане он посвятит поиску родителя-волшебника, а пока Вашедитя просто капризничает.

При таком стиле детско-родительских отношений:

v Уродителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самымони пытаются снизить свою тревогу;

v Онисчитаю себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, частоприсущее родителям;

v Доначала социализации (поступление в детский сад или школу) ребенок ощущает себязащищенным.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

v Ребенокбудет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспосабливаться клюбой ситуации, отличающейся от той, что была в его жизни;

v Онстанет инфантильно – потребительскиотносится к миру;

v Будетболезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, вкоторые попадает;

v Емубудет трудно, а иногда и невозможно, справится со своими чувствами: горем,злостью, досадой, обидой, которые в последствии все же настигнут его в реальнойжизни;

Демократическийтип

Это оптимальный типотношений.

Родители в семье такого типа считаются главными, импринадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важныхсемейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принятоуважительное отношение друг к другу не зависимо от возраста. Семьяхарактеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей,которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знаетсвои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладаеттеплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются,а обсуждаются и решаются конструктивно.

Для этого типа отношенийхарактерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком, возможностьдиалога в любых жизненных затруднениях. При этом условии положительные качестваребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают болеедопустимые формы. В отношениях присутствует открытое личностное общение междуродителем и ребенком, цель которого — полное раскрытие и развитие индивидуальныхособенностей, потенциальных возможностей как ребёнка, так и взрослого. В этомслучае личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе)развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.

Выделяются 4 принципа, которыестоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений:

принцип равенства

24 сентября 2019 в 21:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.