МБДОУ № 7 г. Моздока
|
«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения" Тифлопедагог: Чаплыгина Л.В.«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с четырех-пяти месяцев (у большинства людей) зрение становится ведущим в познании действительности. Ежегодно врачом-офтальмологом детской городской поликлиники выявляются дети с нарушениями зрения, начиная с 2-х летнего возраста (амблиопия, косоглазие). Косоглазие - не только косметический дефект, оно приводит к нарушению зрительных функций, понижению остроты зрения, а также травмирует психику ребёнка, снижает работоспособность и ограничивает возможности. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов. Детям сложно различить несколько объектов, одновременно опознать их. Повышение остроты зрения, развитие зрительного восприятия является актуальной проблемой, так как зрение детей с косоглазием и амблиопией носит чаще всего монокулярный характер. Восстановление бинокулярного зрения у таких детей - сложный и длительный процесс. Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. Лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения достигаются хорошие результаты восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе. Целью работы является изучение возможности целенаправленного развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения средствами дидактической игры. Цель определила выдвижение следующих задач: 1. Раскрыть теоретические основы процесса развития зрительного восприятия; 2. Выявить особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения; 3. Разработать систему дидактических игр для развития зрительного восприятия; Система работы медицинского сопровождения по коррекции нарушений зрения включает: аппаратное лечение, проводимое врачом - офтальмологом, медсестрой - ортоптисткой и педагогическое сопровождение по развитию зрительного восприятия. Система педагогического сопровождения по развитию и коррекции зрительного восприятия решает образовательные и воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения. Дети с нарушением зрения (особенно с глубоким) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками оптико-пространственного восприятия, а нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении. Дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий: соблюдение сроков плеоптического этапа лечения, определённых врачом - офтальмологом; обязательное лечение на офтальмологических аппаратах; знание особенностей такой патологии зрения, как косоглазие и амблиопия, принципов лечения; знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом - офтальмологом; учёт возрастных возможностей ребёнка; индивидуальный подход с учётом диагноза; правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки; специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей с нарушением зрения; использование разнообразных и специфичных методов и приёмов; перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность. Дидактические игры направлены на решение конкретных коррекционных задач в обучении детей, а так же в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет определенную структуру: 1) дидактическая задача; 2) игровые действия; 3) правила игры; 4) результат. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: 1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом); 2 – настольные печатные; 3 – словесные игры. В своей работе я активно применяю дидактические игры и упражнения, способствующие повышению остроты зрения: 1. дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения; 2. логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта. Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам. Применяемые мною дидактические игры выполняют следующие функции: Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала, осмыслению изображённого их словесному описанию. Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи. К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам" и другие. Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры, опираясь на сохранный анализатор (слух). Подбор дидактических игр и упражнений осуществляю таким образом, чтобы были охвачены все этапы коррекционной работы. 1 этап – прямое обучение - это начальная форма обучения. Он может продолжаться до тех пор, пока дети не освоят его, т. е. не научатся фиксировать зрительное внимание именно на заданном предмете. 2 этап – начало действия ребёнка (подготовка к самостоятельному зрительному действию). На этом этапе появляется возможность проверить уровень зрительного внимания ребёнка, возможность исправить ошибку, уточнить зрительное действие. 3 этап – самостоятельное зрительное обследование ребёнком предмета или его изображения. На этом этапе я только контролирую точность, единство слова и предмета (или детали предмета). 4 этап – перенос освоенного действия на другие объекты. 5 этап – умение выделить заданный предмет из окружающей его действительности (и на иллюстрации, и в предметном окружении). 6 этап - итог всей предыдущей работы, т. к. на этом этапе ребёнок должен уже обходиться без указки, только словом или действием отражая своё видение, словесно уточняя, определяя сложившийся зрительный образ. Содержание игр и упражнений включают в себя одну лексическую тему, где прослеживается система поэтапной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия. Практика показала, что такое поэтапное ознакомление с предметами окружающей действительности позволяет сформировать у детей с нарушением зрения правильный и целостный образ предмета, даёт возможность детям ориентироваться в окружающем пространстве. При проведении дидактических игр и упражнений применяю как общедидактические методы и приёмы: объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др., так и специальные методы и приёмы: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др. Такие специальные методы и приёмы содержат в себе не только общеобразовательные обучающие задачи, но и лечебно-восстановительные, которые стимулируют зрительные функции глаза. Во время организованных занятий осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от зрительного дефекта, применяю коррекционно-развивающие задания. Не забываю о том, что ребенок с амблиопией выполняет задание при заклеенном лучшем глазе, т. е. в условиях, когда нагрузка падает на плохо видящий глаз. При рассматривании сюжетных картинок я предоставляю возможность рассмотреть её более длительное время, а детям с низкой остротой зрения – вблизи. Все это помогает увидеть изображение в целом, затем разобрать его по частям. Для сохранения зрения, уменьшения болезненных проявлений, а также для профилактики утомления глаз включаю упражнения для снятия зрительного напряжения (специальные игры и игровые упражнения). Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира, как средству развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Но, наша работа будет неполноценна без помощи родителей. Предлагаю родителям в свободное время дома, играть с детьми. Это приносит не только радость детям от совместной деятельности со взрослыми, но и решает нашу основную задачу по восстановлению зрения. Предлагаю родителям игры и задания, по возрасту детей и индивидуальным возможностям отдельно взятого ребенка. 24 сентября 2019 в 22:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.