МБДОУ № 7 г. Моздока

«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения" Тифлопедагог: Чаплыгина Л.В.


27 декабря [пт]

 «Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»

Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с четырех-пяти месяцев (у большинства людей) зрение становится ведущим в познании действительности.

Ежегодно врачом-офтальмологом детской городской поликлиники выявляются дети с нарушениями зрения, начиная с 2-х летнего возраста (амблиопия, косоглазие). Косоглазие - не только косметический дефект, оно приводит к нарушению зрительных функций, понижению остроты зрения, а также травмирует психику ребёнка, снижает работоспособность и ограничивает возможности. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов. Детям сложно различить несколько объектов, одновременно опознать их.

Повышение остроты зрения, развитие зрительного восприятия является актуальной проблемой, так как зрение детей с косоглазием и амблиопией носит чаще всего монокулярный характер. Восстановление бинокулярного зрения у таких детей - сложный и длительный процесс. Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. Лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения достигаются хорошие результаты восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе.

Целью работы является изучение возможности целенаправленного развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения средствами дидактической игры.

Цель определила выдвижение следующих задач:

1. Раскрыть теоретические основы процесса развития зрительного восприятия;

2. Выявить особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;

3. Разработать систему дидактических игр для развития зрительного восприятия;

Система работы медицинского сопровождения по коррекции нарушений зрения включает: аппаратное лечение, проводимое врачом - офтальмологом, медсестрой - ортоптисткой и педагогическое сопровождение по развитию зрительного восприятия.

Система педагогического сопровождения по развитию и коррекции зрительного восприятия решает образовательные и воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения.

Дети с нарушением зрения (особенно с глубоким) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками оптико-пространственного восприятия, а нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении. Дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий:

соблюдение сроков плеоптического этапа лечения, определённых врачом - офтальмологом;

обязательное лечение на офтальмологических аппаратах;

знание особенностей такой патологии зрения, как косоглазие и амблиопия, принципов лечения;

знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом - офтальмологом;

учёт возрастных возможностей ребёнка;

индивидуальный подход с учётом диагноза;

правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки;

специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей с нарушением зрения;

использование разнообразных и специфичных методов и приёмов;

перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность.

Дидактические игры направлены на решение конкретных коррекционных задач в обучении детей, а так же в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольные печатные;

3 – словесные игры.

В своей работе я активно применяю дидактические игры и упражнения, способствующие повышению остроты зрения:

1. дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;

2. логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта.

Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.

В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам.

Применяемые мною дидактические игры выполняют следующие функции:

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений.

Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала, осмыслению изображённого их словесному описанию.

Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи.

К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам" и другие.

Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры, опираясь на сохранный анализатор (слух).

Подбор дидактических игр и упражнений осуществляю таким образом, чтобы были охвачены все этапы коррекционной работы.

1 этап – прямое обучение - это начальная форма обучения. Он может продолжаться до тех пор, пока дети не освоят его, т. е. не научатся фиксировать зрительное внимание именно на заданном предмете.

2 этап – начало действия ребёнка (подготовка к самостоятельному зрительному действию). На этом этапе появляется возможность проверить уровень зрительного внимания ребёнка, возможность исправить ошибку, уточнить зрительное действие.

3 этап – самостоятельное зрительное обследование ребёнком предмета или его изображения. На этом этапе я только контролирую точность, единство слова и предмета (или детали предмета).

4 этап – перенос освоенного действия на другие объекты.

5 этап – умение выделить заданный предмет из окружающей его действительности (и на иллюстрации, и в предметном окружении).

6 этап - итог всей предыдущей работы, т. к. на этом этапе ребёнок должен уже обходиться без указки, только словом или действием отражая своё видение, словесно уточняя, определяя сложившийся зрительный образ.

Содержание игр и упражнений включают в себя одну лексическую тему, где прослеживается система поэтапной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия. Практика показала, что такое поэтапное ознакомление с предметами окружающей действительности позволяет сформировать у детей с нарушением зрения правильный и целостный образ предмета, даёт возможность детям ориентироваться в окружающем пространстве.

При проведении дидактических игр и упражнений применяю как общедидактические методы и приёмы: объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др., так и специальные методы и приёмы: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др. Такие специальные методы и приёмы содержат в себе не только общеобразовательные обучающие задачи, но и лечебно-восстановительные, которые стимулируют зрительные функции глаза.

Во время организованных занятий осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от зрительного дефекта, применяю коррекционно-развивающие задания. Не забываю о том, что ребенок с амблиопией выполняет задание при заклеенном лучшем глазе, т. е. в условиях, когда нагрузка падает на плохо видящий глаз. При рассматривании сюжетных картинок я предоставляю возможность рассмотреть её более длительное время, а детям с низкой остротой зрения – вблизи. Все это помогает увидеть изображение в целом, затем разобрать его по частям. Для сохранения зрения, уменьшения болезненных проявлений, а также для профилактики утомления глаз включаю упражнения для снятия зрительного напряжения (специальные игры и игровые упражнения).

Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира, как средству развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Но, наша работа будет неполноценна без помощи родителей. Предлагаю родителям в свободное время дома, играть с детьми. Это приносит не только радость детям от совместной деятельности со взрослыми, но и решает нашу основную задачу по восстановлению зрения. Предлагаю родителям игры и задания, по возрасту детей и индивидуальным возможностям отдельно взятого ребенка.

24 сентября 2019 в 22:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.