МБДОУ № 7 г. Моздока
|
Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Тифлопедагог: Заречная В.Л.Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Считается, что зрение дает человеку до 90 % всей информации об окружающем мире. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Особенности пространственного восприятия детей с нарушением зрения. · ограниченные возможности практической ориентировки · затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений · затруднения в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности. · ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Многочисленные исследования показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении. Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется тифлопедагогом совместно с другими специалистами: воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нем, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой); · инструктор по физкультуре закрепляет умение ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями. Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние, дети познают в процессе активного передвижения. Только при точном использовании ребенком таких обозначений, как: далеко-близко, слева-справа и т. д. можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство. На занятиях любого специалиста все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе полисенсорного восприятия пространства, закрепленного в слове, у ребят создается обобщенный образ пространства. музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие. С целью развития возможностей слухового анализатора при ориентировке в пространстве рекомендуют проводить такие игры и упражнения, как: «С какой стороны от тебя звучит?», «Найди звучащий предмет», «Узнай по звукам, в каком помещении ты находишься», «Мир вокруг нас в звуках», «В какую сторону от тебя движется звучащий предмет?». Для развития слухового восприятия полезно также учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях «Что звучало?», «Найди игрушку, которая звучала». Требуется не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и «от себя»). Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной—зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении письму, счету, рисованию, чтению (дети испытывают трудности в восприятии образа букв и цифр: элементов, количества элементов, взаимного расположения). 25 сентября 2019 в 23:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.