МБДОУ № 7 г. Моздока
|
"Советы родителям по адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду" Воспитатель: Лобанова Н.И.С самого рождения ребёнка все его движения и действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Поступление в детский сад — первая ступень в формировании у ребёнка самостоятельных отношений ребёнка вне дома. Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку плохо видит окружающее пространство. Самые частые нарушения зрения у детей: близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия глаз), косоглазие, неодинаковая кривизна роговицы (астигматизм).В дошкольном учреждении адаптационную работу с детьми следует начинать со знакомства с зонами группы. Малышу нужно рассказать об их назначении, правилах поведения в разных помещениях группы, что поможет ему преодолеть страх незнакомого пространства. Всю работу надо обязательно проводить в игровой форме. Следующий шаг — знакомство со взрослыми, которые будут окружать, и со сверстниками. Обычно ребёнок с глазной патологией испытывает страх перед общением, потому перед взрослыми стоит важная задача — научить ребёнка общаться и играть с другими ребятами. Чтобы процесс адаптации прошёл легче в новых условиях, перед поступлением ребёнка в детский сад проводятся встречи-консультации с родителями. На таких встречах изучается диагноз заболевания, познаются личностные особенности ребёнка, его привычки и пристрастия. Эта информация необходима для того, чтобы найти индивидуальный подход к малышу, снизить уровень стрессового воздействия. Первые дни, если у малыша есть проблемы с привыканием к условиям детского сада, родители должны присутствовать в группе. Для ребёнка с нарушением зрения новая обстановка — всегда стрессовый фактор, а присутствие родителей придаёт ему уверенности и смелости.После того как ребёнок пройдёт адаптацию к условиям детского сада, тщательно подбирается инструментарий для полного и глубокого обследования его личностных особенностей, распознания социально-психологических характеристик воспитательного микросоциума, особенностей семейного воспитания. На основании полученных результатов совместно с участниками группы сопровождения разрабатывается и составляется индивидуальный маршрут для каждого слабовидящего ребёнка, учитывая уровень его возможности, желания и интересы. Готовясь к занятиям, коррекционный материал следует подбирать индивидуально, в зависимости от особенностей психического развития, обусловленного нарушениями зрения. Дети комплектуются в подгруппы с учётом целей актуального и ближайшего развития — это повышает результативность занятий. Немаловажное значение имеет тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Родители могут получить консультацию по вопросам воспитания своего малыша, познакомиться с рекомендациями и публикациями в области новых технологий образования слабовидящих детей. Для выравнивания эмоционально-психологического состояния после напряжённых занятий дети со зрительной патологией нуждаются в релаксационном воздействии.Необходимо специальное помещение для проведения релаксационных упражнений, после чего снимаются усталость, раздражение, восстанавливается эмоциональное равновесие. Для интеграции в общество ребёнку с нарушением зрения необходима специальная коррекционно-педагогическая помощь. В условиях дошкольного учреждения надо создать службу психолого-педагогического сопровождения, цель которой — содействие в создании условий для полноценного личностного развития ребёнка, позитивной социализации его в общество. Одной из форм работы службы является консилиум, где рассматриваются вопросы профилактики появления вторичных дефектов при нарушениях зрения, своевременной коррекции оздоровительной и образовательной деятельности на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Советы родителям по адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду 1. Родителям следует знать зрительные особенности своего ребёнка и следовать рекомендациям медицинских работников и дефектолога. Например, при высокой степени близорукости нельзя делать резкие движения, прыжки, допускать большую силовую нагрузку; при дальнозоркости необходима усиленная работа с мелкими деталями, а при близорукости следует предлагать пособия более крупного размера, не допускать перегрузки зрения. 2. При необходимости ношения очков, окклюдеров строго следуйте требованиям окулиста и выполняйте его рекомендации и в домашних условиях. 3. Не пропускайте занятий в детском саду без уважительной причины. 4. Старайтесь уделять детям постоянное внимание, но не опекать их чрезмерно. Например, во время сервировки стола к приёму пищи можно предложить ребёнку положить кусочки хлеба в хлебницу, разложить ложки. Во время одевания на прогулку следует учить детей одеваться самостоятельно, а не делать этого самим, держа их у себя на коленях. 5. Рекомендуем не молчать с детьми, а постоянно разговаривать с ними, обговаривая все свои действия: Сейчас мы наденем кофточку. А теперь мы надеваем брюки, и т. д. 6. Во время умывания учите ребёнка правильно мыть руки и лицо, проговаривая при этом народную потешку: «Водичка, водичка, умой моё личико…». Постоянно разговаривая с ребёнком, Вы способствуете его речевому и психическому развитию. 7. Развивайте руки ребёнка с раннего возраста: играйте с ним в мозаику, собирайте разрезные картинки, лепите из пластилина, собирайте детали конструктора, учите застёгивать крупные пуговицы, и т. д. Этим Вы развиваете его самостоятельность, а также готовите к школьному обучению. 8. Учите ребёнка положительно реагировать на взрослых, воспитателей, выполнять требования убрать игрушки, сходить в туалет, вымыть руки, готовиться к прогулке. 25 сентября 2019 в 23:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.