МБДОУ № 7 г. Моздока

"Советы родителям по адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду" Воспитатель: Лобанова Н.И.


06 сентября [пт]

 С самого рождения ребёнка все его движения и действия осуществляются при участии и под контролем зрения.

      Поступление в детский сад — первая ступень в формировании у ребёнка самостоятельных отношений ребёнка вне дома. Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку плохо видит окружающее пространство.

      Самые частые нарушения зрения у детей: близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия глаз), косоглазие, неодинаковая кривизна роговицы (астигматизм).

      В дошкольном учреждении адаптационную работу с детьми следует начинать со знакомства с зонами группы. Малышу нужно рассказать об их назначении, правилах поведения в разных помещениях группы, что поможет ему преодолеть страх незнакомого пространства. Всю работу надо обязательно проводить в игровой форме. Следующий шаг — знакомство со взрослыми, которые будут окружать, и со сверстниками. Обычно ребёнок с глазной патологией испытывает страх перед общением, потому перед взрослыми стоит важная задача — научить ребёнка общаться и играть с другими ребятами.

Чтобы процесс адаптации прошёл легче в новых условиях, перед поступлением ребёнка в детский сад проводятся встречи-консультации с родителями. На таких встречах изучается диагноз заболевания, познаются личностные особенности ребёнка, его привычки и пристрастия.

     Эта информация необходима для того, чтобы найти индивидуальный подход к малышу, снизить уровень стрессового воздействия. Первые дни, если у малыша есть проблемы с привыканием к условиям детского сада, родители должны присутствовать в группе. Для ребёнка с нарушением зрения новая обстановка — всегда стрессовый фактор, а присутствие родителей придаёт ему уверенности и смелости.После того как ребёнок пройдёт адаптацию к условиям детского сада, тщательно подбирается инструментарий для полного и глубокого обследования его личностных особенностей, распознания социально-психологических характеристик воспитательного микросоциума, особенностей семейного воспитания. На основании полученных результатов совместно с участниками группы сопровождения разрабатывается и составляется индивидуальный маршрут для каждого слабовидящего ребёнка, учитывая уровень его возможности, желания и интересы.

      Готовясь к занятиям, коррекционный материал следует подбирать индивидуально, в зависимости от особенностей психического развития, обусловленного нарушениями зрения. Дети комплектуются в подгруппы с учётом целей актуального и ближайшего развития — это повышает результативность занятий.

      Немаловажное значение имеет тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Родители могут получить консультацию по вопросам воспитания своего малыша, познакомиться с рекомендациями и публикациями в области новых технологий образования слабовидящих детей.

      Для выравнивания эмоционально-психологического состояния после напряжённых занятий дети со зрительной патологией нуждаются в релаксационном воздействии.

      Необходимо специальное помещение для проведения релаксационных упражнений, после чего снимаются усталость, раздражение, восстанавливается эмоциональное равновесие.

IMG_3000.jpg

      Для интеграции в общество ребёнку с нарушением зрения необходима специальная коррекционно-педагогическая помощь. В условиях дошкольного учреждения надо создать службу психолого-педагогического сопровождения, цель которой — содействие в создании условий для полноценного личностного развития ребёнка, позитивной социализации его в общество.

      Одной из форм работы службы является консилиум, где рассматриваются вопросы профилактики появления вторичных дефектов при нарушениях зрения, своевременной коррекции оздоровительной и образовательной деятельности на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

               Советы родителям по адаптации детей  с нарушением зрения к детскому саду

1. Родителям следует знать зрительные особенности своего ребёнка и следовать рекомендациям медицинских работников  и дефектолога. Например, при высокой степени близорукости нельзя делать резкие движения, прыжки, допускать большую силовую нагрузку; при дальнозоркости  необходима усиленная работа с мелкими деталями, а при близорукости следует предлагать пособия более крупного размера, не допускать перегрузки зрения.

2. При необходимости ношения очков, окклюдеров строго следуйте требованиям окулиста и выполняйте его рекомендации и в домашних условиях.

3. Не пропускайте занятий в детском саду без уважительной причины.

4. Старайтесь уделять детям постоянное внимание, но не опекать их чрезмерно. Например, во время сервировки стола к приёму пищи можно предложить ребёнку положить кусочки хлеба в хлебницу, разложить ложки. Во время одевания на прогулку следует учить детей одеваться самостоятельно, а не делать этого самим, держа их у себя на коленях.

5. Рекомендуем не молчать с детьми, а постоянно разговаривать с ними, обговаривая все свои действия: Сейчас мы наденем кофточку. А теперь мы надеваем брюки, и т. д.

6. Во время умывания учите ребёнка правильно мыть руки и лицо, проговаривая при этом народную потешку: «Водичка, водичка, умой моё личико…». Постоянно разговаривая с ребёнком, Вы способствуете  его речевому и психическому развитию.

7. Развивайте руки ребёнка с раннего возраста: играйте с ним в мозаику, собирайте разрезные картинки, лепите из пластилина, собирайте детали конструктора, учите застёгивать крупные пуговицы, и т. д. Этим Вы развиваете его самостоятельность, а также готовите к школьному обучению.

8. Учите ребёнка положительно реагировать на взрослых, воспитателей, выполнять требования убрать игрушки, сходить в туалет, вымыть руки, готовиться к прогулке.

25 сентября 2019 в 23:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.