МБДОУ № 7 г. Моздока

Консультация для воспитателей по теме: « Содержание работы ДОУ по региональному компоненту» воспитатель Орлова Т. А.

В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. В настоящее время, принятый ФГОС ДОУ дает возможность на 40 % внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.

Основными целями регионального компонента являются:

· создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;

· ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;

· обеспечение единства образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

· развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;

· обновление содержания общего образования;

· овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

· воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

· формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;

· подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

· создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;

· организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Национально-региональный компонент в республики РСО - Алания предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольных учреждений:

приобщение к истокам национальной культуры осетинского народа. Формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

изучение русского и осетинского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объемах;

ознакомление с историей, географией республики РСО - Алания, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. 

    Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к осетинской национальной культуре, как первое направление реализации национально-регионального компонента отражена в программе.

  Программа направлена на всестороннее физическое, социально -коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры.

  Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой осетинского народа соотносятся с Программой воспитания и обучения детей в детском саду. В этой связи воспитатель детского сада может выстроить содержание деятельности с учетом местных условий и общих требований к дошкольным учреждениям.

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

 экскурсии в музей, концерты;

 организация выставок изделий национального декоративно- прикладного творчества;

театрализованная деятельность, народные праздники.

  Стремление создать для дошкольников условия для ознакомления с национальной культурой должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением национально-регионального компонента.

  Реализация третьего направления национально-регионального компонента основывается на решении следующих задач:

формирование у детей элементарных исторических представлений;

 воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям; эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм;

 ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями РСО- Алания

 развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей РСО –Алания, г. Владикавказа, г. Моздока.

      Столица республики РСО – Алания г. Владикавказ, его памятники всегда имели большое значение в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине. 

25 сентября 2019 в 23:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.