МБДОУ № 7 г. Моздока

Консультация для педагогов "Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения геометрическим формам и величине предметов" Чаплыгина Л. В.

Прежде, чем рассказать о формировании математических представлений у детей с нарушениями зрения, хочу подчеркнуть, что ход занятий с нашими детьми очень отличается от занятий в обычном детском саду. Необходимо понимать, что  любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают качество и количество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечет за собой возникновение зрительной депривации.

Кроме того современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения так же ведет к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, нарушает одновременность, дистантность восприятия.

Именно поэтому для нашего контингента детей в процессе формирования математических представлений необходимо использовать принцип систематичности и последовательности, а также настоятельно рекомендуется включать в каждый этап работы с детьми наглядный метод для формирования целостного образа и обучения оперирования им.

Усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами, их рисунками, схемами, моделями. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

Таким образом, материальная форма действия является исходной, а внеречевая форма предполагает рассуждения и, наконец, умственную форму действия (проговаривания про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы понятия, необходимые для успешного овладения математическими представлениями. Поэтому важно, чтобы при изучении каждого раздела математики дети усвоили все формы действий.

Знакомство с геометрическими фигурами.

Для этого ребенку необходимо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, сопоставление элементов фигур, обведение по контуру, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенок может узнать и назвать геометрическую фигуру, выполняя эти же действия в уме. Здесь уже предлагаются такие задания, как: группировка предметов по форме, узнавание знакомых форм на рисунке или же в натуральном объекте, комбинирование форм.

За весь дошкольный период ребенок осваивает ряд основных форм: в младшем дошкольном возрасте – 3 основные формы: круг, квадрат, треугольник; в среднем дошкольном возрасте к основным формам добавляются прямоугольник и овал; старший возраст предполагает освоение следующих геометрических форм – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб и многоугольник; кроме того, в этом возрасте ребенок должен различать осязательно-зрительным способом объемные и плоскостные фигуры (шар-круг, куб-квадрат, пирамида-треугольник). Вначале ребенок  может запомнить только название самого свойства – «форма» - и название всех контуров на рисунке и вырезанных моделей – «фигура». Затем среди множества фигур он учится различать их формы, сначала по образцу, а потом по эталону, который у него закрепляется в образе-представлении.

Именно поэтому при организации занятий необходимо соблюдать последовательность, ориентируясь на возможности ребенка и уровень освоения им перцептивных операций.

Развитие восприятия величины.

Восприятие  различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как наложение, прикладывание, измерение, группировка предметов по одинаковому признаку. При восприятии каждого параметра величины (длина, ширина, высота и толщина) осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами, а затем с предметным изображением. Поэтому для каждого параметра существует 3 типа игр: с предметами, плоскими фигурами и рисунками. Игры с фигурами помогают более четко выделить параметр и его разновидности, легче манипулировать с ним, не отвлекаясь на другие особенности предметов.

Восприятие цвета и формы осуществляется на основе четких наглядных эталонов-образцов, хотя они тоже имеют варианты и разновидности. А у параметров величины эталон все время меняется, каждый раз он сравнивается размерами разных предметов. Поэтому понятие величины более абстрактно, чем цвет или форма, поэтому для восприятия величин особое значение приобретают действия обследования и измерения, а также расположение предметов в ряд.

Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

*подбор одинаковых величин по образцу;

*различие между предметами по величине путем прикладывания и наложения, расположение по возрастающей и убывающей величине;

*закрепление названий за предметами разной величины «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький»;

*использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;

*аналитическое сопоставление предметов зрительным способом;

*сопоставление частей и деталей предмета по величине.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, становится очевидным, что формирование математических навыков у детей с нарушениями зрения неразрывно связано с развитием зрительного восприятия.

28 октября 2019 в 18:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.