МБДОУ № 7 г. Моздока
|
Консультация для родителей: "Особенности организации коррекционных занятий с детьми." Тифлопедагог - Заречная В. Л.Цели деятельности образовательного учреждения по реализации программы дошкольного образования в РФ: разностороннее развитие детей с нарушением зрения по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому художественно-эстетическому с учётом особых образовательных потребностей.Реализация же основной общеобразовательной программы нашего специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения предполагает решение ряда задач: — сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с нарушением зрения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; — подготовить дошкольника со зрительной патологией к жизни в современном обществе, к обучению в школе; — обеспечить безопасность жизнедеятельности; — развивать у детей познавательные интересы, интеллект; формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении. Эти задачи решаются педагогами и медицинским персоналом. Основные направления их работы с детьми: — учебно-воспитательная; — коррекционно-компенсаторная; — лечебно-профилактическая работы. Учебно-воспитательная работа проводится с такой же основной целью, как и в обычном дошкольном учреждении: формирование всесторонне развитого ребёнка, его подготовка к школе, но имеет целый ряд особенностей. Лечебно-профилактическая работа имеет своей целью развитие и охрану остаточного зрения, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение зрительных функций. Этой частью работы ежедневно занимается медсёстра-ортоптистка во главе с врачом офтальмологом. Коррекционно-компенсаторная работа имеет двойную направленность: формирование у дошкольников с патологией зрения компенсаторных способов познавательной и трудовой деятельности; коррекция и предупреждение вторичных отклонений в физическом и психическом развитии ребёнка, обусловленные первичным отклонением – патологией зрения.То есть, кроме обычных образовательно-воспитательных задач, работа детского сада направлена на коррекцию отклонений в развитии детей, их оздоровление, восстановление остаточных функций зрения. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего – слуха, осязания, обоняния, мелкой моторики, мобильности и ориентировке в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей. Рассмотрим подробнее, каковы особенности организации коррекционных занятий, проводимых учителем-дефектологом, тифлопедагогом. Одним из первых направления данной работы является развитие зрительных функций, формирование знаний, умений, навыков зрительного восприятия окружающего, восприятия других модальностей, полисенсорного восприятия. В этом направлении рассматриваются все вопросы, связанные со зрительным восприятием: — цветовосприятие; эталоны цвета; — формовосприятие; эталоны формы /плоские и объёмные/; — восприятие величины; а так же: — восприятие взаимного расположения предметов в пространстве; — восприятие глубины, удалённости объекта; — восприятие направления, в котором находится объект по отношению к наблюдателю. Важными являются и такие направления, как развитие мелкой моторики рук, сохранных анализаторов и зрительной памяти. Следующим, близким к первому, направлением коррекционной работы является формирование предметных представлений и обучение способам обследования предметов и явлений окружающего мира, а также вопросы обучения способам восприятия сюжетных изображений. Ещё одно направление коррекционной работы – обучение детей способам ориентировки на плоскости и в пространстве. В процессе практических действий в большом пространстве будет целесообразно проводить коррекцию отставаний в координации и общей моторике движений. Важным направлением коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения являются вопросы социально-бытовой ориентировки и коммуникативная деятельность дошкольников. Не менее важным является коррекция некоторых сторон эмоционально-волевой сферы ребёнка, развитие его эмоциональной сферы. Развитие эмоциональной сферы включает в себя: — распознавание эмоций по различным экспрессивным признакам; — анализ конкретных причин и ситуаций, вызывающих определённое эмоциональное отношение; — формирование эмоциональных эталонов; — развитие словаря эмоций; — организация эмоционального опыта детей. И последним немаловажным направлением коррекционно-компенсаторным направлением работы является формирование элементарных знаний о зрительном анализаторе, правилах охраны зрения. Это вопросы: — о строении глаза; — о зрительных возможностях каждого ребёнка; — правила охраны зрения (поза, свет, расстояние до книжки и др.); — разучивание основных комплексов гимнастики для глаз; — знакомство с очками (их виды, для чего служат, правила пользования и ухода за ними); — «помощники глаз» (очки, лупы, контактные линзы, специальные аппараты). Что же посоветовать родителям по вопросу создания дома условий для укрепления зрения детей и закрепления результатов коррекционных занятий? Рекомендации родителям.
5 ноября 2019 в 20:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.