МБДОУ № 7 г. Моздока

Консультация для родителей: "Особенности организации коррекционных занятий с детьми." Тифлопедагог - Заречная В. Л.

Цели деятельности образовательного учреждения по реализации программы дошкольного образования в РФ: разностороннее развитие детей с нарушением зрения по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому художественно-эстетическому с учётом особых образовательных потребностей.

Реализация же основной общеобразовательной программы  нашего специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения предполагает решение ряда задач:

— сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с нарушением зрения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

— подготовить дошкольника со зрительной патологией к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

—  обеспечить безопасность жизнедеятельности;

— развивать у детей познавательные интересы, интеллект; формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении.

Эти задачи решаются педагогами и медицинским персоналом. Основные направления их работы с детьми:

—  учебно-воспитательная;

—  коррекционно-компенсаторная;

—  лечебно-профилактическая работы.

Учебно-воспитательная работа проводится с такой же основной целью, как и в обычном дошкольном учреждении: формирование всесторонне развитого ребёнка, его подготовка к школе, но имеет целый ряд особенностей.

Лечебно-профилактическая работа имеет своей целью развитие и охрану остаточного зрения, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение зрительных функций. Этой частью работы ежедневно занимается медсёстра-ортоптистка во главе с врачом офтальмологом.

Коррекционно-компенсаторная работа имеет двойную направленность:

формирование у дошкольников с патологией зрения компенсаторных способов познавательной и трудовой деятельности; коррекция и предупреждение вторичных отклонений в физическом и психическом развитии ребёнка, обусловленные первичным отклонением – патологией зрения.

То есть, кроме обычных образовательно-воспитательных задач, работа детского сада направлена на коррекцию отклонений в развитии детей, их оздоровление, восстановление остаточных функций зрения. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего – слуха, осязания, обоняния, мелкой моторики, мобильности и ориентировке в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.

Проводится работа по охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей.

Рассмотрим подробнее, каковы особенности организации коррекционных занятий, проводимых учителем-дефектологом, тифлопедагогом.

Одним из первых направления данной работы является развитие зрительных функций, формирование знаний, умений, навыков зрительного восприятия окружающего, восприятия других модальностей,   полисенсорного  восприятия. В этом направлении рассматриваются все вопросы, связанные со зрительным восприятием:

—  цветовосприятие; эталоны цвета;

—  формовосприятие; эталоны формы /плоские и объёмные/;

— восприятие величины;

а так же:

—  восприятие взаимного расположения предметов в пространстве;

—  восприятие глубины, удалённости объекта;

— восприятие направления, в котором находится объект по отношению к наблюдателю.

Важными являются и такие направления, как развитие мелкой моторики рук, сохранных анализаторов и зрительной памяти.

Следующим, близким к первому, направлением коррекционной работы является формирование предметных представлений и обучение способам обследования предметов и явлений окружающего мира, а также вопросы обучения способам восприятия сюжетных изображений.

Ещё одно направление коррекционной работы – обучение  детей способам ориентировки на плоскости и в пространстве. В процессе практических действий в большом пространстве будет целесообразно проводить коррекцию отставаний в координации и общей моторике движений.

Важным направлением коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения являются вопросы социально-бытовой ориентировки и коммуникативная деятельность дошкольников.

Не менее важным является коррекция некоторых сторон эмоционально-волевой сферы ребёнка, развитие его эмоциональной сферы.

Развитие эмоциональной сферы включает в себя:

— распознавание эмоций по различным экспрессивным признакам;

— анализ конкретных причин и ситуаций, вызывающих  определённое

эмоциональное отношение;

—   формирование эмоциональных эталонов;

— развитие словаря эмоций;

— организация эмоционального опыта детей.

И последним немаловажным направлением коррекционно-компенсаторным направлением работы является формирование элементарных знаний о зрительном анализаторе, правилах охраны зрения. Это вопросы:

—   о строении глаза;

— о зрительных возможностях каждого ребёнка;

— правила охраны зрения (поза, свет, расстояние до книжки и др.);

— разучивание основных комплексов гимнастики для глаз;

— знакомство с очками (их виды, для чего служат, правила пользования и ухода за ними);

— «помощники глаз» (очки, лупы, контактные линзы, специальные аппараты).

Что же посоветовать родителям по вопросу создания дома условий для укрепления зрения детей и закрепления результатов коррекционных занятий?

Рекомендации родителям.

  1.  Старайтесь придерживаться в выходные дни режима детского сада.
  2. Ознакомьтесь с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка и правилами ношения очков, окклюдера.
  3. Следите за тем, чтобы в доме была хорошая освещённость, и ребёнок пользовался удобной детской мебелью. На поверхности стола должно быть не менее 500 лк. При этом следует учитывать зрительный диагноз: атрофия зрительного нерва, амблиопия высокой степени – до 1200 – 1500 лк; альбинизм – 100 – 200 лк.
  4. Зрительная нагрузка (просмотр телепередач, рисование, рассматривание и чтение книг и т.п.), если она длительная во времени дольше 15-20 минут, должна чередоваться с гимнастикой для глаз, упражнениями на расслабление, подвижными играми, не требующими зрительного напряжения.
  5. Используемый материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Иллюстрации, рисунки должны изображать объекты максимально приближенные к реальности, имеющие четкую форму, контрастный колорит и соответствовать естественным размерам,  т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью.
  6. Чаще проводите с ребёнком экскурсии в природу, поездки к морю, в горы, лес, во время которых знакомить его с окружающим миром, его объектами и явлениями.
  7. Планируемое с ребёнком общение: упражнение, экскурсия, игра, занятие и т.п. должны иметь высокую активность и быть интересны для ребёнка.
  8. Говорить с детьми с глубокими нарушениями зрения нужно более медленно, вопросы задавать чётко, коротко, конкретно. Следует дать какое-то время на обдумывание(1-2 минуты). Если ребёнок не может сразу ответить на вопрос, то необходимо дать дополнительные объяснения и затем повторно задать вопрос и дождаться ответа.
  9. Во время знакомства с новыми объектами следует учитывать их размер, цвет, форму. Расскажите о том, зачем нужен этот объект и, как устроен, покажите основные его части, составляющие. При самостоятельном обследовании ребёнком объекта, или совместном (ребёнок + родитель) следует помнить, что детям с нарушение зрения нужно больше времени, чем зрячим, для зрительного восприятия, обдумывания задания и повторного рассмотрения.
  10. Исследованиями в тифлопедагогике доказана зависимость протекания компенсаторных процессов у детей с нарушениями зрения, от уровня их активности и самостоятельности. Поэтому совместную деятельность следует родителям строить так, чтобы ребёнок был максимально активен. Иногда ребёнок может быть ведущим в этой деятельности и всегда — предельно самостоятельным.
5 ноября 2019 в 20:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.