МБДОУ № 7 г. Моздока

Консультация для родителей " Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебный процесс?" Тифлопедагог Заречная В. Л.

 Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебный процесс?

Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль, ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от родителей, педагогов кропотливой работы.

Какие же трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения, если ему своевременно не оказывать необходимую помощь в подготовке к учебному процессу в школе?

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:

- низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);

-низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

- плохое запоминание букв;

-появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.

Но, нужно учитывать и то, что хоть зрение этих детей и является неполноценным, оно все -таки остается во всех видах их деятельности ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

Наличие перечисленных трудностей у будущих школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости.

Одна из причин низкой эффективности учебного процесса – пассивность, отсутствие самостоятельности в освоении окружающего мира. Часто такая позиция ребенка является результатом неправильного отношения к нему в семье и в детском саду. Чрезмерное сочувствие, опека, создание щадящего режима, ограничение деятельности таких детей приводят их к неверию в свои силы, осознанию себя инвалидом, отсутствию интереса и активности к познанию. Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы. Часто у детей с нарушением зрения наблюдается низкий уровень физического развития. Те дети, в режиме которых большое место занимает физическое развитие, обладают более высоким умственным развитием, сопротивляемостью к утомлению и простудным заболеваниям, высокой работоспособностью, что не может не сказаться на повышении эффективности учебного процесса. Поощряйте и стимулируйте двигательную активность вашего ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений. Обязательно посоветуйтесь с врачом о возможной физической нагрузки вашего ребенка, совместно определите характер и объем упражнений, исходя из особенностей патологии зрения. Еще одной из причин снижения успешности учебного процесса является низкий уровень развития мышления.

Используйте различные упражнения для развития мышления вашего ребенка. Вот некоторые из них:

- После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте ребенку вопросы на проверку правильности его восприятия, а также вопросы, требующие проявления собственного отношения к

прочитанному. Больше включайте таких вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как ты думаешь? Как бы ты поступил?».

- Играйте с ребенком в игру «Кто лишний?». Такая игра ведет к активному развитию мышления и логики. Например : Кто лишний: автобус, автомобиль, грузовик, трамвай? Почему? - Чаще задавайте вашему ребенку загадки, придумывайте новые вместе с ним. - Поиграйте: «Обозначь одним словом». Например, «Стул, стол, шкаф, кровать – это...». - И наоборот, «Подбери слова к данному определению». Например, «Хвойные деревья – ...».ребенок должен назвать деревья. - Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.

Учите детей не только слушать Вас, но и слышать, понимать объяснения, задания и точно действовать в соответствии с ними – это очень важное качество для любого ребенка, а для ученика с нарушением зрения оно просто неоценимо. Хорошо поняв смысл высказываний педагога, его требований, ребенок сможет правильно выполнить их. Научившись внимательно выслушивать ответы взрослых и товарищей на вопросы, на просьбы дать совет, ребенок легче сориентируется в окружающей обстановке, найдет выход из трудного положения, быстрее установит контакты с окружающими.

При организации любого вида деятельности, будь то игра, поручение, нужно приучать действовать строго по заданию, соблюдая правила, добиваться, чтобы дети хорошо усвоили ее главную мысль: «Будьте внимательны, выполняйте точно, ничего не упуская, ничего лишнего не добавляя».

Не нужно подгонять детей, убыстрять темп, надо чтобы они работали ровно, спокойно и в то же время понимали, что отвлекаться

нельзя, надо быть внимательным, сосредоточенным, держать необходимые вещи под рукой и на отведенных для них местах.

В каждом удобном случае необходимо подчеркивать, что главная причина ошибок ребенка – невнимательность, и воспитывать у детей такие качества, как произвольное внимание, умение сосредоточиться.

Существует зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т.д. В познании окружающего мира человек пользуется не только своим чувственным опытом, но и словом. При нарушении зрения деятельность самого механизма речи не изменяется.

Речевое развитие ребенка характеризуется и его словарем. Развивайте речь вашего ребенка. Больше разговаривайте с детьми, читайте вслух, по возможности отвечайте на все их вопросы. Отмахиваясь от детских вопросов, мы, взрослые, подавляем «пытливость детского ума», а значит, и тягу к знаниям, и желание узнать что-то новое. Объясняйте непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Учите выражать свои желания, чувства и переживания, понимать поведение своё и других людей.

Дефект зрения при отсутствии правильного руководства ведет к ограниченному, неполному, отрывочному восприятию, что выражается в бедности, неточности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. А это в значительной мере осложняет процесс обучения. Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства. Исследования доказали положительное влияние наглядности при ее правильном использовании на речевое, интеллектуальное развитие слепых и слабовидящих детей. Используйте

«золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, представить ребенку наглядно». Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния. Еще одной из причин низкой эффективности учебного процесса является низкий уровень развития памяти. Для детей с нарушением зрения память имеет особенно важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти. Дети с нормальным зрением могут довольно легко восполнить недостающие или исчезнувшие из памяти образы и представления, что сделать детям с дефектом зрения намного сложнее. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения необходимо интенсивно вести работу над развитием памяти.

Для развития памяти вашего ребенка работе рекомендуем использовать следующее: - Для облегчения запоминания материала необходима установка на запоминание, чтобы у ребенка было желание запомнить.

- Смысловая работа над материалом также способствует более прочному сохранению его в памяти. Например, такая работа над грамматическим правилом, как разбивка его на составные части, составление опорной схемы значительно облегчает его запоминание и воспроизведение в дальнейшем. -Учите с детьми стихи, скороговорки, загадки. Ребенок должен знать адрес, город, страну, времена года и мн.др. Чаще повторяйте все это с ними.

- Нарисуйте на листе бумаги различные фигуры в произвольном порядке, дайте посмотреть вашему ребенку на них в течение 10 секунд,

после чего предложите ему полностью восстановить увиденное. Такое упражнение ведет к развитию зрительной памяти.

У будущего первоклассника должно быть своё личное пространство и рабочее место, за которым ему будет удобно сидеть и заниматься.

Очень часто с первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения в классе возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор, указка, линейка-светофор и пр. К тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения).

Поэтому очень важно уже дома учить дошкольника рационально располагать книги, игрушки в определенном месте, в детском саду учебные принадлежности, пособия, отводя для каждого из них определенное место в шкафу, на столе во время занятия.

Поэтому дома, играя, занимаясь, в детском саду от занятия к занятию отрабатывайте очень важное для ребенка с нарушением зрения умение: содержать рабочее место в строго определенном порядке. Эта ценная привычка поможет впоследствии ребенку в приготовлении уроков, в умении быстро собирать портфель.

Единство требований педагогов и семьи не только помогает детям успешно осваивать учебные навыки, но и имеет большой воспитательный эффект.

Таким образом, своевременное формирование описанных компонентов готовности к учебной деятельности закладывает прочный фундамент не только для дальнейшего обучения детей данной категории,

но и для их будущей интеграции в массовую школу, а затем и в общество, трудовую деятельность.

Завершая все сказанное, хочется порекомендовать: уважайте вашего ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром.

24 ноября 2019 в 19:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.