МБДОУ № 7 г. Моздока

Консультация для родителей детей 3 – 4 лет КАК ВЫБРАТЬ СКАЗКУ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ? Подготовила Зрянина Е. И.

« Сказка – это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка ребенком

жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала – с колыбельными, потом – с пестушками, затем – с прибаутками. Прибаутки по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

Как по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Наша Маня подрастет, подрастет,

Вдоль по улице лебедушкой пойдет,

Наберет воды в кринице,

Подаст матушке напиться.

Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку?.. Прибаутки подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны… Эти признаки помогут нам и в сборниках сказок найти сюжеты. Адресованные самым маленьким слушателям.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам как «Репка», «Теремок» и другие.

Подобная организация речи «сказителя» помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими опорами и могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам – разумеется, за исключением размера.

Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ.

Говоря о средствах, которыми можно защитить от вредных впечатлений чувства ребенка, хочется начать с природы. Это отличное притивоядие от влияния отравляющей тело и душу «машинной цивилизации».

Добрыми впечатлениями, полученными в общении с природой, может насыщаться и младенческая душа. На прогулке мама обратит внимание малыша на смену времен года. Она покажет ему, как осенью опадает листва в парке, как зимой снег укрывает землю, как радостно возрождается парк весной. Совершенство формы и чистая белизна снежинки, сила стремления к жизни весенней травинки или почки и многое, чем так богата живая природа-

все может радовать и воспитывать ребенка, научая его в творении познавать Творца. Спокойно текущая река, прозрачный ручеек, облака и звезды на небе, плодородие земли… Жизнь насекомых, птиц…

Наблюдение за жизнью природы, естествознание не только не греховно- это благочестивое и полезное занятие. Многие наши подвижники благочестия (например, святитель Феофан Затворник) рекомендовали мирянам давать своим детям вместо романов книги по естествознанию, как познавательное и побуждающее к благоговению перед Творцом чтение.

Природа располагает к высоким духовным размышлениям.

Родители — особенно детей – дошкольников, — при всей своей занятости, не должны жалеть сил и времени на прогулки с детьми. Не говоря уже о возможности «подышать воздухом», прогулка — это общение в приятной и интересной обстановке. Возраст до 7 лет – золотое время для воспитания души, когда ребенок еще открыт перед взрослыми, он особенно легко принимает на веру их слова. Уроки жизни, полученные на таких прогулках, как правило, остаются в памяти на всю жизнь.

Важно и то, что через общение с природой дитя учится познавать и любить свою Родину.

ВЕЧЕРНИЕ ИГРЫ.

Ребенок пошел в детский сад, и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится, как метеор, кричит, хохочет, легко срывается на слезы…Мама и папа удивляются. А зря! Попробуйте сами провести несколько часов, например 12 часов. В большой шумной компании – и у вас к вечеру разболится голова, накопиться раздражение. Появиться желание поскорее уйти домой. А ваш ребенок проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

Как же родителям помочь ребенку? Один из лучших антистрессовых приемов — игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил. Во – первых, выбор играть или не играть – должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или поиграть. Во – вторых, «вечерняя» игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Если днем ваш ребенок – «тихоня», а вечером «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумагу и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, а потом бросать ее в корзину. Можно даже попрыгать на куче бумаги – они отлично пружинят.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной их таких игр является «Грибник». Предложите ребенку расставить кегли или мелкие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Затем попросите ребенка закрыть глаза и по памяти собрать все предметы в корзину. Собранные «грибы» можно сортировать по цвету, форме, размеру.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу: они должны быть не шумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри, играть с губками, просто дать 2-3 баночки, и пусть переливает водичку туда – сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще – через 15 – 20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», целый день в садике не покажется ему такой бесконечной вечностью, и стресс отступит. 

2 декабря 2019 в 20:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.