МБДОУ № 7 г. Моздока

Консультация для педагогов «Использование познавательно-развивающих игр на индивидуальных занятиях с детьми с нарушениями зрения» Заречная В Л

Скажи мне — и я забуду, 

покажи мне — и я запомню, 

дай мне сделать — и я пойму. 

Конфуций. 

Играя, ребёнок познаёт мир во всём его многообразии. Игра – это естественная потребность ребёнка, благодаря которой он может развиваться и обучаться. Игра всегда интересна детям, здесь они могут реализовывать свои замыслы, использовать воображение, фантазию, удовлетворять потребность в двигательной активности и одновременно получать знания, умения и навыки, необходимые для социализации. В игре формируются мыслительные операции – восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также такие личностные качества, как дисциплинированность, и самоконтроль. 

Использование познавательно-развивающих игр в индивидуальной работе с детьми с нарушениями зрения необходимо, так как их самостоятельная деятельность и опыт могут быть существенно ограничены. У данной категории детей значительно обедняется информация об окружающей действительности, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе. 

Познавательная игровая деятельность способствует коррекции специфических нарушений у детей с недостатками зрения, которые затрудняются в опознавании основных признаков, характеризующих предметный мир, таких как цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения, форма, величина, пространственные отношения между предметами, расстояние, направление, перспектива. Основой компенсации перцептивного и интеллектуального развития детей является совместная с педагогом и индивидуальная деятельность ребенка в специально организованной среде коррекционных занятий, где в форме увлекательной игры у детей происходит усвоение сенсорных эталонов, формируются пространственно-временные отношения, развивается общая и мелкая моторика и т.д. Компенсация происходит как за счёт использования сохранных сенсорных функций (слуховая, кинестетическая и другие виды чувствительности), так и за счёт использования высших форм познавательной деятельности. Педагог помогает ребёнку с нарушением зрения научиться применять остаточное зрение, слух, обоняние, осязание, собственные кинестетические ощущения для восприятия предметов и явлений окружающего мира и ориентировки в пространстве. Развитие компенсаторных процессов в игре способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. 

В педагогическом процессе выявляется, в каких направлениях ребёнок успешно овладевает знаниями, а где нуждается в дополнительных занятиях. В ходе индивидуальной работы для решения поставленных задач педагог подбирает познавательно-развивающие игры и задания в соответствии с возрастными и личностными особенностями ребёнка. При этом важно принимать во внимание зрительный диагноз и рекомендации врача-офтальмолога. В каждом случае заболевание зрительной системы требует соблюдения определённых условий в работе педагога. 

Дети с нарушениями зрения - это дети с особыми образовательными потребностями и нуждаются в индивидуальном подходе для оказания им специальной коррекционной помощи. Особенности данных детей необходимо учитывать при организации индивидуальных занятий с использованием познавательно-развивающих игр, в том числе с применением мультимедийных средств. 

Положительный эмоциональный фон познавательной игровой деятельности создаёт благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем. 

Развивающие игры, используемые в индивидуальной работе. 

Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки: «Где звенит колокольчик?», «Назови предметы, которые находятся на столе», «Расставь игрушки, как я скажу», «Где что находится?», «Где ты стоишь?», «С какой стороны от тебя стоит шкаф с игрушками?», «Найди свою игрушку», «Покажи на листе середину (верх, низ)», «Путешествие по комнате», «Найди по схеме», «Нарисуй схему комнаты», «Найди в кукольной комнате предметы, изображенные на схеме», «Найди на схеме изображение окна», «Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме» и т.д. 

Игры и упражнения на развитие слухового внимания: 

«Кто тебя позвал?», «Откуда тебя позвали?», «Иди на звук (голос)», «Узнай по голосу», «Считай на слух», «Сколько раз я ударила в бубен?», «Узнай предмет по звуку», «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Узнай песенку», «Звучащие коробочки», «Мир звуков» (аудио-записи шума леса, луга, моря) и т.д. 

Игры и упражнения для развития осязания и мелкой моторики: 

«Узнай предмет», «Узнай друга», «Какой предмет (поверхность) на ощупь?», «Тактильные дощечки», «Назови фигуру», «Выбери все горошины», «Собери все жёлтые пуговицы», «Слепи шарик, колбаску…», «Найди такой же предмет (по форме, величине)», «Пройди по дорожке», «Переложи зёрнышки из тарелочки в тарелочку», «Сортировка семян», «Переложи палочки из одной руки в другую», «Собери карандаши одной рукой», «Чудесный мешочек», «Домино», «Застегни пуговицы», «Найди похожее», «Круглый – некруглый», «Большой – маленький», «Разложи по форме (размеру)», «Гладкий – шероховатый», «Тёплый – холодный», «Из чего они сделаны?», «Логический куб», «Какой по форме?», «Танграм», «Выложи изображение по образцу (из счётных палочек, верёвочек, геометрических фигур)», «Обведи по трафарету», «Соедини по точкам», игры-шнуровки, работа с ножницами и т.д. 

Игры и упражнения для развития обоняния: «Узнай по запаху», «Угадай цветы по запаху», «Что нам повар приготовил на обед?», «Фрукт или овощ», «Пахучие баночки», «Съедобное — несъедобное», «Вспомни как пахнут (апельсин, еловая ветка, мыло)» и т.д. 

Игры и упражнения для развития мыслительной деятельности: «Найди предмет по описанию», «Опиши предмет с помощью алгоритма», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и повтори», «Пройди по лабиринту», «Разрезные» изображения, «Часть и целое», «Соотнеси по цвету (оттенку)», «Разложи по светлоте», «Подбери заплатку к коврику», «Дорисуй», «Наложенные» изображения» (контурные изображения), «Кто спрятался? Что спрятано?» (наложенные цветные изображения), «"Зашумленные" изображения», «Узнай предмет (изображение) по части», «Узнай по силуэту», «Чем похожи и чем отличаются?», «Что лишнее?», «Что перепутал художник?», «Так бывает или нет?», «Найди пару», «Что сначала, что потом» и т.д. 

Общие рекомендации при организации занятий 

с детьми с нарушениями зрения. 

Л.П. Григорьева подчёркивает, что коррекционную работу по развитию зрительного восприятия целесообразно проводить со всеми категориями детей с остротой зрения, превышающей 0,01. Следует строго соблюдать определённые условия проведения занятий. 

Освещённость рабочего места должна подбираться индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы (снижение чувствительности к свету в надпороговом диапазоне или её повышение – светобоязнь). Педагог должен следить за правильностью осанки ребёнка. Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала – 20-30 см. Для нарушенного зрения характерна низкая функциональная устойчивость различения объектов, поэтому длительность зрительной работы не должна превышать 15 минут. Общее время одного занятия – примерно 30 минут. В перерывах для отдыха рекомендуется визуальная фиксация удалённых объектов, способствующая уменьшению напряжения аккомодации, или же адаптация к белому фону средней яркости. 

Определённые требования предъявляются к наглядному материалу. Изображения на рисунках должны иметь оптимальные пространственные и временные характеристики (яркость, контраст, цвет, структура, соотношения элементов, время экспозиции и т.д.). Важно ограничивать информационную ёмкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчленённости. Каждое изображение должно иметь чёткий контур, высокий контраст; его размеры подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения и состояния поля зрения. Хроматические объекты должны иметь насыщенные цвета. 

Примерные комплексы зрительной гимнастики. 

Комплекс зрительной гимнастики для дошкольников младшего возраста. 

1. Нахождение игрушек в пространстве группы; фиксация взора на объекте. 

Взрослый предлагает ребёнку найти глазками яркую игрушку (машинку, куклу, мяч, мишку и др.). Рассмотреть игрушку в течение 5-7 секунд (сосредоточить на ней взор). 

«Посмотри, какой у нас красивый мяч. Большой, круглый, синий. А где наш мишка? Найди мишку глазками. Какой он большой, пушистый». 

2. Улучшение процесса аккомодации. 

Упражнение «Метка на стекле» (в качестве метки может выступать некрупный силуэт игрушки). Посмотреть на метку на стекле с расстояния 30-35 см. (не снимая очков) в течение 4-6 секунд. Затем перевести взор на объект за стеклом (дерево, дом, машина и т.д.) на 4-6 секунды. После чего поочерёдно переводить взгляд то на метку, то на объект. Повторять около 30- 40 секунд. 

Комплекс зрительной гимнастики для дошкольников старшего возраста. 

Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение циркуляции крови в органе зрения. (Упражнения выполняются на рабочем месте в положении «сидя», откинувшись на спинку стула.) 

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 20-30 сек. 

2. Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза. 

3. Вращение глаз. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность 15 сек.).

27 марта 2020 в 20:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.