МБДОУ № 7 г. Моздока
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. Заречная В. Л.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Сенсорное развитие является основой успешной коррекционной работы с дошкольниками. Под сенсорным развитием понимается формирование двух тесно связанных между собой психических процессов: ощущения и восприятия. Использование разнообразного игрового оборудования помогает нашим детям познавать мир, точнее воспринимать форму, размеры, фактуру, пропорции, и свойства предметов. Для развития стереогностического чувства (способности узнавать знакомые предметы при ощупывании) используется пособие «Пощупай и угадай». Ящик из прочной фанеры, в боковой стенке которого имеются отверстия для рук, снабжённые тканевыми манжетами. Противоположная стенка ящика открыта для наблюдения. С большим интересом дети при помощи осязания определяют знакомые предметы и геометрические формы, спрятанные в ящике. Используя наборы визуальных, звучащих и тактильных панелей развиваются соответствующие анализаторы: зрение, слух, осязание. «Тактильные шары», которые помогают развитию тепловых ощущений у детей. Опознание осложнено тем, что форма предмета одинаковая, и отличаются они материалом и соответственно теплопроводностью. Очень нравятся детям разнообразные задания с использованием игрового средства «Такти Лото». Фигурки лото выполнены очень качественно, даже малышам легко определять их на ощупь и узнавать. Для развития барического чувства, являющегося результатом давления предмета на поверхность тела человека, используется набор кубиков «Мягче-жестче». В процессе освоения игры дети учатся рассчитывать свою силу нажатия на сторону кубика, хотя и не сразу. При помощи слуха дети получают информацию о предметах и явлениях окружающего мира. Многообразие звуков дополняет детям, имеющим нарушением зрения, своеобразную картину мира. Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает сама по себе, ее нужно развивать, поэтому необходимо стараться формировать у детей умение широко пользоваться слухом во всех видах деятельности. С этой целью можно использовать игровые средства «Запомни звук и «Звучащие куклы». Ознакомление детей с нарушенным зрением с окружающим миром будет неполным без развития обонятельных и вкусовых анализаторов. Игровое средство «СенсиБар» дает возможность проведения с детьми экспериментов по изучению свойств различных веществ. Впервые знакомя детей с нарушением зрения с предметом или объектом, необходимо подробно рассказывать о нем, исследовать при помощи всех сохранных анализаторов. Пособие «Прозрачный мольберт» позволяет организовать изобразительную деятельность, создавая благоприятные условия для развития зрительного восприятия у детей и имеет ряд преимуществ для работы в отличии от рисования на горизонтальной поверхности. Работа на вертикальной плоскости мольберта позволяет предупредить возникновение нарушений осанки. Ребёнок может свободно двигаться, выполняя работу стоя, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. В процессе применения прозрачного мольберта реализуются такие коррекционные задачи как: развитие зрительного восприятия, социально-коммуникативных навыков, речи, мышления, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, и, конечно, творческого развития. Можно использовать следующие игровые задания: соедини одинаковые по цвету машинки; нарисуй для жёлтой машинки узкую дорожку, а для красной - широкую; закрась самолёт; зажги на ёлке разные огоньки; обведи снежинку; нарисуй клубочки для кошечки; большое яблоко наверху яблоньки, а два маленьких внизу; расскажи, как курочка шла, чтобы найти цыплёнка. Пособие удобно для обучения детей изобразительным приемам: «мазок», «спираль», «клубочек». Дети с удовольствие рисуют пальчиком, стараются работать подушечкой пальцев, не размазывать краску по стеклу, не выходить за контуры рисунка. Рисование пальчиками на стекле - это не только очень весело и интересно, но и полезно, так как этим мы готовим руку ребёнка к письму. В процессе рисования дети испытывают разные чувства: радуются созданным ими красивым изображениям, огорчаются, если что-то не получается, но возможности мольберта позволяют быстро исправить неудачный рисунок, вытерев мокрой тряпочкой, и начать снова. Показывая способ изображения предмета на стекле, создается у ребёнка представление о нем и помогаем нарисовать увиденное. Наиболее эффективный приём - совместные действия, когда ребёнок рисует не один, а одновременно с взрослым. Для этого есть возможность работать с двух сторон прозрачного мольберта. Педагог рисует солнышко и небо, а малыш – радугу. Педагог договаривается о сюжете и вместе создает его. Очень полезно использовать этот прием для развития коммуникативных навыков детей, привлекая их к коллективному рисованию. На мольберте могут одновременно рисовать 4 ребенка, используя его обе стороны. Чтобы повысить заинтересованность детей, используем такие приёмы, как чтение стихотворения, напевание песенки, загадывание загадки, вызывая тем самым положительные эмоции. 1 сентября 2020 в 22:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.