МБДОУ № 7 г. Моздока

«Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях.» Подготовила: тифлопедагог Ермакова И.В.

 «Экологическая культура и

сохранение здоровья ребенка

в современных условиях.»

Подготовила: тифлопедагог Ермакова И.В.

 

 

 

В организм современного человека с пищей, водой и воздухом проникает множество вредных химических веществ.

50% - 60% населения России живет в экологически неблагополучных районах; 20% - в зоне экологического бедствия.

Особенно уязвимыми оказываются дети дошкольного и младшего школьно возраста, чьи адаптационные механизмы еще недостаточно сформировались. С развитием химической промышленности в биосферу стало поступать более тысячи различных ксенобиотиков. Ксенобиотики – это вредные вещества, попадающие в организм человека из загрязненной окружающей среды.

Установлено, что при уровнях загрязнений окружающей среды, близких к предельно допустимым концентрациям, иммунная система человека испытывает значительное напряжение. При увеличении отрицательных воздействий, в результате которых концентрация  вредных веществ увеличивается в несколько раз, растет число детей с тяжелыми формами хронических заболеваний. Многократно увеличивается количество случаев сложной и сочетанной форм патологии.

Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологических незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

Микроэлементы, поступающие в организм из окружающей среды, являются важнейшими катализаторами различных биохимических реакций, и их переизбыток или недостаток могут приводить к различным негативным последствиям.

Многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания. Поэтому в последние годы широко внедряются разнообразные средства, способствующие интенсификации  процесса восстановления, повышению общей и специальной работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов и более эффективной адаптации организма к условиям окружающей среды. Широкое распространение получили разнообразные педагогические средства, в том числе и занятия физической культурой.

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среде – основная задача современной физической культуры.

В своих исследованиях А. А. Нестерова, Н. Н. Медведкова (2001) доказали, что физические нагрузки в значительной мере влияют на концентрацию тех или иных веществ в биосредах и имеется зависимость между уровнем двигательной нагрузки и заболеваемостью, характерной для экологически неблагополучных районов. Физические нагрузки в экологически чистых районах ускоряют обмен веществ, увеличивают кровоток во всех звеньях опорно-двигательного аппарата, очищая их от чужеродных веществ, повышают потоотделение, улучшают функциональное состояние органов, выводящих чуждые организму вещества. Но также физические упражнения приводят к повышению дыхательной функции, что способствует накоплению в организме атмосферных ксенобиотиков.

Физические упражнения в комплексе с оздоровительными мероприятиями могут служить эффективным средством выведения из организма человека чужеродных химических соединений.

Проблема физического воспитания дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья продолжает оставаться весьма актуальной. Отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, недостаточный уровень физической подготовленности этого контингента детей предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями и определяют необходимость поиска средств, форм и методов для повышения их эффективности.

Организм дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания должен обеспечить решение главной задачи: воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адоптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Доказано, что усиленное выведение вредных веществ возможно за счет повышения активности тех органов и систем организма, которые участвуют в удалении продуктов обмена веществ кожа, легкие, почки, желудочно-кишечный тракт. Так, дыхательные упражнения, связанные с пролонгированным выдохом и с усилением эвакуаторной функции трахеобронхиального дерева, могут способствовать удалению ксенобиотиков с выдыхаемым воздухом: диафрагмальное дыхание улучшает функцию желудочно-кишечного тракта. Комплекс физических упражнений должен подбираться таким образом, чтобы он не только приводил к повышению температуры тела, усилению процессов метаболизма и поотделения, но и способствовал активации выделительной и защитной функции печени, почек, желудочно-кишечного тракта и легких.

В распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать значительное место. Они являются не только фактором, способствующим увеличению адаптации организма к мышечной активности, но и защитой от неблагоприятных условий окружающей среды. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

Многие упражнения целесообразно проводить в группе  в регламентированной самостоятельной деятельности детей: утренняя гимнастика, физкультурные паузы, физкультурные минутки, бодрящая гимнастика после дневного сна.

5 сентября 2020 в 11:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.