МБДОУ № 7 г. Моздока

"Значение зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения" Тифлопедагог; Чаплыгина Л. В.


 Консультация для родителей

В нашем детском саду проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе. Тифлопедагоги совместно с врачом-офтальмологом и воспитателями групп разрабатывают специальные игры и упражнения, которые развивают не только ум и знания детей, но и зрение, зрительные функции. Это комплексное развитие осуществляется на специальных занятиях, в быту, на прогулке. Обязательное участие в этой работе принимают и родители.

Родители, прежде всего, обязаны соблюдать режим ношения очков ребенком дома и обязательное ношение заклейки-окклюзии. Этот метод лечения дает очень хорошие результатыуже через год, полтора, у детей повышается острота зрения, исправляется косоглазие неоперативным путем.

Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как косоглазие, амблиопия не помешают ребенку полноценно учиться в школе. Однако, это не так. Даже если у ребенка неглубокое нарушение зрения, его восприятие окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением. Например, дети с нарушениями зрения медленнее читают в школе, и требовать от них скорости чтения, как от зрячих, нельзя, часто путают похожие буквы: и – н – п. И родители обязательно должны предупредить об этом учителя.

Поступающие к нам дети имеют разные нарушения зрения. Чаще всего в диагнозе отмечена амблиопия. Это говорит о том, что, возможно, ребенку не сразу надели очки, и он видит не настолько хорошо, насколько может видеть его глаз или глаза. В таких случаях на медицинских аппаратах детям повышают остроту зрения. В этот период и мы – педагоги подбираем такие игры, которые заставляют детей активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать геометрические фигуры, цвета, заданные величины. Например, покажи все красные фигуры (демонстрация пособия Блоки Дьенеша); отбери в коробку все треугольники; отложи в сторону только большие, только толстые фигуры и др. Хорошо развивает зрение и поиск ребенком различий между двумя рисунками (демонстрация картин из игры «Запоминай-ка». Развивает зрение и мышление, и позволяет нам, взрослым, понять: а что знает ребенок о предмете - такие задания, как «что перепутал художник?», «что художник забыл нарисовать?».

Если у ребенка косоглазие, астигматизм или ребенок носит окклюзию, то у него, естественно, нарушен зрительный контроль за движениями руки, детям сложнее рисовать, лепить, вырезать. Вы, наверное, это замечали. Для того, чтобы помочь детям, автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные упражнения, которые хорошо делать и дома. Это, прежде всего, обводка фломастером рисунков через прозрачную бумагу, кальку. Для этого подходят книжки-раскраски с четким контуром. При этом важно учитывать возраст и возможности ребенка. Маленькому ребенку мы подбираем простые картинки – мяч, домик, огурец, морковка – демонстрация картинок. Детям старше – подбираются и книжки-раскраски сложнее, с изображением животных, детей, сюжетов. Такие задания ребенок может выполнять с вами и дома. Различные мозаики, конструкторы также развивают не только мышление детей, но и их зрительные функции, т.е. заставляют подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая с образцом зрительно, развивают самоконтроль – это правильно, а это неправильно. Часто у наших детей слабо развиты пальчики рук, кисти рук вялые. Мы выделяем обязательное время и на развитие мышц руки и мышц пальцев. Это различные нанизывания бус, и плетение, обыкновенные поролоновые губки развивают силу кисти (спрячь губку в кулачок), пособие.

Тифлопедагог занимается с теми детьми, которых выделяет для этого врач. Как правило, это дети с низкой остротой зрения: от 40% и ниже. Чаще всего такие дети не успевают все увидеть, все сделать на общем занятии. Просто потому, что хуже видят, чем другие дети. И им необходимы индивидуальные занятия. С теми детьми, у которых глубокие нарушения зрения (близорукость и дальнозоркость высокой степени, ретинопатия, атрофия зрительного нерва и другие заболевания) мы стараемся видеть и руками и глазами. Т.е. прежде всего, ощупываем, осматриваем каждый предмет, надавливаем на него, стучим им, нюхаем, пробуем, если это возможно, т.е. получаем о нем информацию всеми возможными способами.

Не всегда мы в садике можем предоставить всю информацию детям о предметах. Например, изучая фрукты, даем родителям задание обязательно потрогать и попробовать и назвать и найти и показать фрукты, либо овощи. Различать сырую нечищеную, чищенную, вареную, жареную картошку, морковку; рассмотреть и послушать на улице по дороге домой или в детский сад автобус, грузовик, троллейбус, самолет и т.п. Находим дома, различаем кресло, стул, табуретка, диван и т.п.

Как Вы, наверное, могли увидеть, в саду идет работа по всем направлениям и позволяет детям не только лечить зрение, но и успешно готовиться к школе.

ЗНАЧЕНИЕ  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам: наружным и внутренним.

Наружные мышцы глаза (их шесть или три пары) придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т.е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. Возьмём, к примеру, мышцы рук или ног. При отсутствии тренировки эти мышцы становятся слабыми, вялыми, дряблыми. И напротив, жевательные мышцы, например, тренируясь ежедневно и многократно, всю жизнь находятся в прекрасной рабочей форме.

В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.

Ко второй группе мышц глаза относятся те, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи, например, при письме школьников или на компьютере, или при работе в тетрадях эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации. Это, в свою очередь, может способствовать развитию близорукости. Следовательно, и эти мышцы следует укреплять и тренировать, и давать им отдых.

Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми, имеющими нарушение зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение, то есть, зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления.

Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Необходимо отметить, что есть ряд врачей, которые считают зрительную гимнастику средством лечения глазных заболеваний: астигматизм, близорукость, дальнозоркость и др. К ним относятся Уильям Бейтс, разработавший в 20-е годы двадцатого века комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения.

Официальная наука не считает гимнастику средством лечения глазных болезней, но признаёт её огромное влияние на профилактику их и снятие зрительного утомления.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности воспитателями зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

- вправо – влево;

- вверх – вниз;

- далеко – близко (удалять и приближать предмет);

- по кругу – слева – направо;

- по диагонали – снизу – вверх;

- по диагонали – сверху – вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

9 сентября 2020 в 22:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.