МБДОУ № 7 г. Моздока
|
Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС» Воспитатель - Лобанова Н. И.Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям, способности к познанию самоорганизации, саморазвитию и к построению личности, своего мира через диалог с другими людьми. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных условий для полноценного развития детей. Создание условий для полноценного развития детей предусматривает: - создание развивающей предметно-пространственной среды; - целенаправленная работа над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; - развитие речи детей во время общения взрослых и детей. - участие родителей в речевом воспитании. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету». Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны оснащены современным игровым оборудованием, наглядными игровыми и демонстрационными материалами, обеспечивающими более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в детском саду нужно оформлять речевые уголки, включающие в себя: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплекса пальчиковых игр, игрушки для развития дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования связной речи, развитие фонематического слуха и мелкой моторики. Образовательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно-игровые развивающие ситуации, литературные викторины, видеофильмы, слайды – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделиться своими знаниями с другими. Организационный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения и оценки. Это способствует развитию самооценки и повышению социального статуса ребенка в группе сверстников. Наряду с обогащением словарного запаса, овладением сложными речевыми формами, не менее важна задача развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности, отражать не только тему и содержание рассказа, но и его настроение. Например: «Придумай страшную сказку», «Расскажи смешную историю», «Сказка о доброй Бабе-Яге» и т.д. В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности. В работе с детьми необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приемов. Наглядный метод: наблюдения в природе, в быту, рассматривание картин, иллюстраций. Словесный метод: чтение и рассказывание детям художественных произведений, заучивание стихов, беседы на различные темы без опоры на наглядный материал. Например: «Расскажи, как провел выходные дни», «Как провел день рождение». Практический метод: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки. Таким образом, должна проводиться систематическая работа по формированию речи дошкольников, но ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка в семье осуществляется через различные формы: оформление информационных стендов, консультации, проведение конкурсов, индивидуальная работа с родителями, показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей, совместное изготовление игр и пособий по развитию речи. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции педагогов и родителей. Список используемой литературы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2016 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013 г. 3. Баранков В.Л., Волкова Н.С., Дмитриев Ю.А., Егошина Л.А., Еремина О.Ю., Жукова Т.В., Журавлева О.О., Кирилловых А.А., Махник Д.И., Павлушкин А.В., Пуляева Е.В., Путило Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный; издание второе, переработанное и дополненное) (под общей редакцией А.А. Кирилловых). - "Деловой двор", 2016 г. 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" 5. «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. О.А. Карабанова и др. 6. Публикации в журналах «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Дошкольная педагогика» и др. 9 сентября 2020 в 22:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.