МБДОУ № 7 г. Моздока

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Подготовила: Заречная В. Л.

Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка.

Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера

приятия такого ребенка, врачам и педагогам следует объяснить родителям, что воспитывая ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует

выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.

Положение ребёнка с нарушением в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта ребенка или

высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет ребенка

фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К

такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку.

Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна

не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на

разумной любви.

Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее

часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей,

возникающих у ребенка в связи с этим.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой

видение предметов или очертаний предметов в пределах от двух до пяти метров в

очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица)

и микро- (лист бумаги) пространстве. Для всех детей данной категории

(нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные

возможности практической микро - и макроориентировки, отмечаются

затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в

выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности

предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит

диффузный, нерасчлененный характер.

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует

учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей,

которые могут возникнуть в обучении.

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения

ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а

некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении

сверстников.

2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено

дополнительным освещением.

3. В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые

лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями

замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий

(особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку

навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку

ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком,

направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков

штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие

зрительного восприятия, внимания, памяти.

5. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются

своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия

зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6. Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко,

кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не

следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.

7. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения,

создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его

цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру,

силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна

быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

9. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию,

пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10. При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как

детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим

детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного

рассматривания.

11. Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном

объеме (обводят его контур, часть).

12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный

способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого

материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным

обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с

выполнением задания на основе зрения.

14. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и

глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с

предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических

заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за

правильность понимания и выполнения заданий.

Консультация для родителей

«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики»

Мелкая моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Работая с детьми дошкольного возраста, взрослые сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, необходимо развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. Я, тифлопедагог, хотела бы

поделиться опытом своей работы с учетом внедрения ФГОС и представить вашему вниманию «Волшебные коробочки». Это индивидуальные наборы на каждого ребенка.

Содержимое «Волшебных коробочек» постепенно пополняется: шарики массажные, Су-Джок с пружинками, карандаши для катания (массаж) и захвата пальчиками, перышки, шишки, волчки, массажные коврики, прищепки, бутылочки, пинцеты.

Дети обожают массажные мячики. Если прокатить по лицу, получается точечный массаж, ощущение теплоты, легкости в мышцах, стимуляция кровообращения. Мячики могут быть разные по величине, по твердости-мягкости, упругости, величине шипов, кроме того – сенсорика!

Работа с массажными ковриками (кинезиология, переключаемость, мелкая моторика) совмещает продуктивную деятельность с проговариванием слоговых дорожек на автоматизируемые звуки. То есть, усиливаем воздействие на речевые центры через нервные окончания пальцев, так как идет самомассаж. Совершенствуется координация движений как пальцев, так и артикуляции.

Прищепки служат для массажа фаланг пальцев и для развития мелкой моторики. Не все детки умеют раскрывать прищепки сразу. Мы делаем замечательные композиции из прищепок, цепляем их за краешек картинок - как дополнительную деталь. Развивается ловкость и зрительно – моторная координация. Начинаем массаж фаланг пальцев со стихотворения (которое подходит при автоматизации звука Ш на конце слов):

Кусается сильно котенок малыш.

Он думает это не палец, а мышь.

Но я не играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: Кыш!

Природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи и другие доступные материалы, кроме развития мелкой моторики рук развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Массажер «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Конечно же, навыки владения этими предметами формируются не сразу. Сначала дети все роняют или делают неловко, не могут скоординировать движения рук и языка. Поэтому польза получается тройная. Да и артикуляционную гимнастику всегда нужно разнообразить и усложнить на разных этапах работы.

Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе. Нравится ребятам рисовать пальчиками на песке, ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

При организации занятия по нетрадиционному рисованию важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания.

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, улучшается координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшается развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность.

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик»

«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Целью работы стало: Развитие мелкой моторики, с использованием нетрадиционных методик, у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Разработать перспективный план. Показ презентации для педагогов по моей теме.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, подборка игр и пособий для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.)

Виды нетрадиционных техник развития мелкой моторики

Рисование пальцами рук

Использовать можно или гуашь, или специальные пальчиковые краски. Ребенок окунает пальчики в краску и рисует ими на листе бумаги. Для осуществления этой техники можно использовать не только обычный альбом, но и лист ватмана или кусок обоев. А рисовать можно, расположившись на полу. Детям обычно этот вид рисования очень нравится, можно даже рисовать этим методом на старой белой простыни, затем ее постирать, высушить, и рисовать на ней снова.

Рисование ладошкой

Данный вид рисования аналогичен предыдущему методу, только рисовать ребенок будет не пальчиками, а сразу всей ладонью. Если окунуть пальчики в разную краску, то получится радужный рисунок.

Рисунок точками

Ребенок окунает пальчик в краску, затем ставит его на лист перпендикулярно, и так несколько раз до образования рисунка.

Рисование отпечатками предметов

Для проведения этой техники подойдет абсолютно все: и пробка от бутылки, и небольшая тарелка.

Кляксография

Этот метод вызывает у детей большой восторг. С помощью ложки на бумагу наливается краска, а потом берется трубочка и нужно через нее подуть на краску, не задевая ее. После этого можно наложить на получившийся рисунок лист бумаги и сравнить оригинал и отпечаток. Можно пофантазировать над тем, на что клякса походит.

Рисование при помощи трафарета

Этот способ изобразительной деятельности известен даже взрослым людям с детства.

Набрызги

Техника состоит в том, что ребенок берет краску на кисть и в произвольном порядке ее разбрызгивает. Использовать можно разные цвета.

Отпечатки листьев

Во время прогулки вместе с детьми воспитателю нужно собрать листья с кустарников и деревьев, имеющихся на территории сада. На занятии дети разукрашивают листья краской и переносят отпечатки на лист бумаги. Из разных листьев можно создать целую композицию.

Рисунок поролоном

Из поролона вырезаются разные фигуры, их закрепляют на палочке (например, на проволоке или карандаше). Эти кусочки окунаются в краску и отпечатываются на бумаге.

Рисование мелом

Элементарный вид творчества, безвредный, безопасный, даже безопаснее, чем рисование фломастерами. Мелками рисуют на специальной доске в помещении или на улице.

Рисование на мокрой бумаге

Этот метод помогает, если ребенку нужно нарисовать что-то с расплывчатыми очертаниями, например, туман. Фон для рисунка можно выполнить не обычной кисточкой, а ватой или поролоном.

Откручивание крышки от пластиковых бутылок очень по душе многим детям. Пустьоткручивают – полезное занятие для кистей, пальцев, логики и памяти.

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:

мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);

верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;

платочки;

бигуди;

счётные палочки;

резиночки для волос;

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Самомассаж ладоней щёткой для волос

или пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

Гладит мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж зубной щёткой

Дети берут в руки зубную щётку.

Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки

Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой

Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца

По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.

А. Дорогавцева

Самомассаж с прищепками

Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Кусается больно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я не играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

О. Крупенчук

Гусёнок

Вот проснулся,

Встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок:

– Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

О. Крупенчук

Самомассаж подушечек пальцев

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук.

Шёл медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге. (безымянный)

«Видно, очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил», – (указательный)

Так подумал и пошёл (большой)

Он на поиск диких пчёл. (большой)

Все медведи – сладкоежки, (указательный)

Любят есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге. (мизинец)

Игры с массажными мячиками

Колючий ёжик

Гладь мои ручки, Дети катают мячик в руках,

Ёжик, ёжик. делая движения вперёд-назад,

Ты колючий, ну и что же вправо-влево между пальцами.

Катают мячик по правой и ле-

Я хочу тебя погладить, вой ладоням круговыми движе-

ниями.

Я хочу с тобой поладить. Берут мячик в левую руку и

О. Крупенчук «прыгают» им по ладони дру-

гой руки, затем меняют руки.

Дружба

Я в друзьях души не чаю! Дети крепко сжимают мячик

Я друзей своих встречаю! поочерёдно в одной и в другой

Каждый руку мне пожмёт! ладони.

Каждый мне привет пошлёт! Машут рукой.

О. Крупенчук

Игры с платочками

Тесто

Месим, месим тесто! 1 вариант игры.

Есть в печи место! Дети берут платочек за два

Будут, будут из печи уголка и пальцами обеих рук

Булочки и калачи! собирают платочек в обе ладони.

Народная потешка 2 вариант игры.

Берут платочек за уголок и

собирают целиком платочек в

ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой).

Другая рука не помогает!

Прятки

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Пальчики играли в прятки, Сжимают и разжимают

Ловко прятались в кроватке. пальцы обеих рук.

Вот так, вот так, Пальцы обеих рук собирают

Ловко спрятались в кроватке. платочек в обе ладошки.

А. Савушкина

Игры с крупными бигуди

Самокат

Самокат, самокат, Дети катают бигуди между

Самокату очень рад! ладонями вперёд-назад, руки

Сам качу, сам качу держат перед собой.

Самокат куда хочу!

И. Токмакова

Ролик

Трудно ролик мне вести Дети катают бигуди между

Прямо по дорожке, ладонями вперёд-назад, руки

Так и хочется ему держат перед собой.

Спрятаться в ладошке. Убирают бигуди в обе ладони.

С. Ерошкина

Игры со счётными палочками

Цапля ходит по болоту

Цапля ходит по болоту Дети ставят счётную палочку на

большой палец правой руки и

держат указательным пальцем

правой руки.

Будто ищет там кого-то. Дети ставят счётную палочку на

большой палец правой руки и

держат средним пальцем

правой руки.

Ой, боюсь, что эта цапля Дети ставят счётную палочку на

большой палец правой руки и

держат безымянный пальцем

правой руки.

Лягушонка хочет… Дети ставят счётную палочку на

большой палец правой руки и

держат мизинцем пальцем

правой руки.

Сцапать! Убирают счётную палочку за

О. Крупенчук спину.

Затем дети выполняют те же движения левой рукой.

Клювы

Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у цапли

И журавля!

О. Крупенчук

Игры с эспандерами

Силач

Дети берут эспандер в виде резинового кольца в руки.

Я сожму своё кольцо, Дети сжимают и разжимают

Буду сильным молодцом, в руках эспандер на каждый

Буду младших защищать, ударный слог. После каждой

Буду слабым помогать! строчки – смена рук.

Пополам его согну

И восьмёркой заверну!

О. Крупенчук

Сжать кольцо поможет нам Дети сжимают и разжимают

Сила с волей пополам. в руках эспандер на каждый

Станут пальчики сильнее, ударный слог. После каждой

А головушка – умнее! строчки – смена рук.

О. Крупенчук

Игры с бусами

Бусы

Дома я одна скучала, Дети перебирают бусы в руках,

Бусы мамины достала, считают бусины в прямом и в

Бусы я перебираю, обратном порядке.

Свои пальцы развиваю.

О. Крупенчук

Игры с резинками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Литература

1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфер

25 октября 2020 в 21:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.