МБДОУ № 7 г. Моздока
|
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Коррекция осязания и мелкой моторики» Подготовила: Чаплыгина Л. В.Почти у всех детей с ослабленным зрением наблюдается недоразвитие ручной умелости, неумение выполнять целенаправленные действия руками. Работая в детском саду для детей с нарушением зрения, и изучив материал педагогов, работающих над этой проблемой, пришла к выводу о необходимости особого подхода в работе по данному разделу с такими детьми, так как большинство слабовидящих детей не умеют держать карандаш в руках. Затрудняются обводить, рисовать, раскрашивать, вырезать ножницами и т.п. У многих слабовидящих детей проявляется низкий уровень самообслуживания. Они не могут застегивать пуговицы, завязывать шапку, шнуровать обувь. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях тифлопедагогов проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д. Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Мы все: Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра кабинета по охране зрения ежедневно проводят занятия, аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки. На нас – тифлопедагогах, лежит очень большая ответственность. Ведь именно в наших руках воспитание и обучение детей. Одна из таких трудностей в работе- дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет четких, конкретных представлений. В мою задачу, как тифлопедагога входит научить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Свою работу начинаю с индивидуального обследования, изучения медицинской карты с диагнозом, рекомендаций врача – офтальмолога. Прежде, чем приступить к обследованию ребенка с нарушением зрения, и предлагать игры и задания по развитию предметно развивающих действий, необходимо тщательно изучить офтальмологический диагноз, так как в зависимости от вида и сложности зрительной патологии подбираю диагностический материал и способы его подачи. Подбор диагностического материала осуществляю с учетом зрительных нагрузок, определенных врачом – офтальмологом. Учебно-наглядные пособия подбираю так, чтобы одновременно удовлетворять лечебно-офтальмологические и педагогические требования, то есть вызывать у детей интерес к занятиям, и способствовать решению конкретных лечебных задач. Только наша с вами, уважаемые педагоги. совместная работа, и врачей, и родителей приведет к положительному результату в коррекции зрительной функции, а, следовательно и всестороннему развитию ребенка. Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий. Из собственного опыта работы, могу сказать, что занятия по развитию мелкой моторики является наиболее интересной для детей деятельностью, так например работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика), «рисование» ватными палочками, манной крупой приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс. Таким образом, изучив проблему коррекции и охраны зрения с психологической и дефектологической точки зрения, я пришла к выводу, что необычайно велика роль коррекционного воспитания и обучения, основанного на ознакомлении детей с реальными предметами и явлениями окружающей жизни (в различных вариантах и ситуациях) и обучении конкретной предметно-практической деятельности. Детей с нарушением зрения уже с раннего возраста необходимо обучать различным упражнениям для рук, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них. Дети младшего дошкольного возраста любят выполнять такие упражнения как: «До свидания», «Иди ко мне», «Поглаживание рук», «Замок», «Заборчик», «Погреем руки у солнышка» и т.д. В более старшем возрасте дети выполняют массаж и самомассаж кистей рук, к массажам добавляются предметы, например массажный мячик, с удовольствием играют счетными палочками, «Лабиринт» (проведи бусинку в лабиринте), в пальчиковые гимнастики добавляются слова. (дети читают стихотворение и выполняют под текст движение рук) и другие. Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения. Зная, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы можем добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а, следовательно, развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения. В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Вот, например, Мишустина И.С. предлагает упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук: -упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); -упражнения в шариковом бассейне; -упражнения в пальчиковом бассейне; -упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание. Разноцветные прищепки на сетке. Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки. Материалы: сетка (малая волейбольная) располагается вертикально, разноцветные прищепки. Описание работы. Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Предлагаем ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями: 1.Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища. (Воротник, карман, рукав и т.д.) 2.Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры). Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…) Пальчиковый бассейн Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений. Материалы: в большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробка закрыта, для рук сделаны отверстия. Описание работы: 1.Сортировка круп. (положи весь горох пальцами правой руки в красную тарелку, а фасоль пальцами левой руки в синюю тарелку) 2.Отодвинь ладошкой правой руки всю крупу н правой (левой) стороне, а ладонью левой руки к верхней (нижней) стороне. Пальчиковая гимнастика. -Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно) -Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их) -Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить) -Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются) Потешка «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца. Задания в «Шариковом бассейне» Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях: - сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых); - рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета; - подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором; - бросание шариков вверх и сопровождение их взором; - подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой сидя в бассейне, лежа в бассейне, зарывшись в шарики; - перекладывание шариков из одной руки в другую из положения сидя, лежа, зарывшись в шарики; - катание шариков в ладонях из положения сидя; - перебрасывание шариков из одной руки в другую; «Чудесный мешочек» (с закрытыми глазами) Задание: -Найди в мешочке большой (маленький) шар (цилиндр, конус, куб и т.д.) -отгадай с закрытыми глазами что ты взял (муляж фруктов и овощей) Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны, 5-7 минут. Могут быть использованы и как часть физкультурного занятия или занятия лечебной физкультурой. 8 ноября 2020 в 21:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.