МБДОУ № 7 г. Моздока

Консультация для педагогов: «Как учить дошкольника задавать вопросы» Подготовила: Бирюкова Г. К.

          Он взрослых изводил вопросом "Почему? Его прозвали "Маленький философ". Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов "Почему?". Самуил Яковлевич Маршак       Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Вторым возрастом вопросов называют период жизни ребенка от 2,6 до 6-7 лет. К концу этого периода наблюдается «пик любознательности», наибольшая численность вопросов в речи детей, после чего отмечается спад.Каждому из нас хорошо знаком этот период детства, когда ребенок задает «сто тысяч почему». Но все ли вопросы «почему» следует рассматривать как вопросы, за которыми стоит интерес к причинному объяснению? Обращаясь к взрослому с вопросом, ребенок начинает ждать и настойчиво требовать ответа. Более того, он выражает свое несогласие, протестует, если предлагаемый ответ расходится с его собственным. Такие возражения ребенка взрослому являются пер­вым признаком того, что ребенок начинает самостоя­тельно искать ответ на свой вопрос. Так появляются первые ростки превращения во­проса ребенка из необходимого средства речевого об­щения, познания мира от окружающих взрослых в необходимое звено самостоятельного мышления.

Поэтому есть ряд причин, по которым необходимо задавать вопросы:

чтобы ребенок почувствовал свою значимость;

чтобы понять потребности и желания ребенка;

чтобы вовлечь ребенка в разговор;

чтобы узнать возможные возражения.

Умение ребенка поставить в проблемной ситуации вопрос, направленный на ее расчленение и исследование, является важнейшим показателем его исследовательских возможностей в целом. Рассматривая исследовательские возможности в форме вопросов старших дошкольников и их «спон­танную» любознательность, мы сталкиваемся с расхождением двух линий в развитии вопросов у детей: 1) развитие вопросов как необходимого звена диало­га между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком и 2) развитие вопросов как необходи- мого звена самостоятельного мышления.

Поэтому, важно помнить, что ребенок готов ответить на Ваши вопросы, если соблюдены следующие принципы: - задаете ребенку вопросы о нем самом; -задаете понятные для ребенка вопросы; - задаете вопросы, не содержащие готового ответа, т.е. не  навязываете своего мнения; -строите свои вопросы на предыдущем ответе ребенка.

Задавайте вопросы в нужном месте, в нужной форме и в нужное время. Не превращайте выяснение потребностей ребенка в его допрос. Желательно задавать не более двух.

Также обратите внимание на то, насколько разносторон­не ребенок исследует ситуацию. Если ребенок задает однотипные вопросы, спросите его о чем-либо, ис­пользуя вопросы других типов (что? когда? как свя­зано? влияет ли? может быть, это...? и т. п.). Это по­может ему преодолеть склонность к стереотипизации, глубже исследовать ситуацию. Полезно также уточ­нить смысл нечетких вопросов, помочь ребенку точнее сформулировать вопрос, найти более адекватную фор­му его выражения. Такие игры-занятия можно проводить как индиви­дуально, так и с группой детей, ис­пользуя для этого занятия по развитию речи. Не­много фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять ребенка не только доставят ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень. Продумывайте Вопросы для успешной работы по заданной теме, например, рассматривание сюжетной или предметной картины. Существуют ВОПРОСЫ ЗАКРЫТЫЕ (конвергентные)

Вопросы, на которые можно ответить однозначно «да» или «нет». Ответ - односложное (единичное) обозначение предмета или действия. Какой это цвет? Какая это форма?

  ХВОСТАТЫЕ ВОПРОСЫ

Вопросы с заранее запрограммированным ответом. Первая часть включает утверждение, с которым любой нормальный человек наверняка согласится. Вторая часть - это различные виды вопросительной связки – «Не так ли?», «Вы согласны?», «Правда?».Ты согласен, что всегда приятно иметь друга, которому можно доверить свои секреты, не так ли?

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов. Используют для выбора альтернатив, для достижения большей определенности и получения согласия партнера.Что нравиться тебе больше груша или яблоко?

ВОПРОСЫ ОТКРЫТЫЕ (дивергентные)

Вопросы, которые предполагают и активизируют полный, развернутый ответ. При развернутом ответе ребенок открывает новые стороны своей личности (эмоциональная окраска; развитие речи - словарный запас ребенка; развитие некоторых психических процессов; интерес к происходящему)Что ты видишь? Что ты заметил..? В чем сходство между …? Как иначе можно…? Как нам узнать, сколько…? Какая картина вам больше всего нравиться? Что случиться, если…? Как ты сделал…? Что еще ты бы мог бы…?Соблюдайте «Правила партнерских отношений в общении - «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ».

Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? И т. п. Так можно ос­воить все многообразие вопросительных форм, каж­дая из которых позволяет открыть что-то новое.

Контролирует ситуацию не тот, кто больше говорит, а тот, кто задает больше удачных вопросов и лучше слушает! Что делать, чтобы Ваше объяснение было понятно для ребенка: разбивайте речь на смысловые блоки;в конце каждого такого блока делайте паузу или уточняйте все ли понятно ребенку;делайте ударения на ключевые слова; говорите чуть медленней, чем обычно;если необходимо проводите аналогию с повседневной жизнью или предыдущим опытом ребенка, для объяснения сложных понятий; проявляйте терпение, если вас перебивают, акцентируя внимание на ключевых моментах вашего рассказа;

Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Научите детей уточнять ситуацию - это, как отмечалось, называется задать вопрос на понимание.

Основной подход к обучению детей отвечать на вопросы заключается в создании дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться. Непринужденные беседы, с большим количеством вопросов и ответов.

20 декабря 2020 в 18:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.